«Здесь Немирович: театральная история» – стартовал совместный выставочный проект музея-заповедника «Горки Ленинские» и Музея МХАТ

15 августа 2023г., 15:23

15 августа музей-заповедник «Горки Ленинские» совместно с Музеем МХАТ при поддержке ГИТИС открыл выставочный проект «Здесь Немирович: театральная история в «Горках».



Проект приурочен к 100-летию Музея МХАТ и 125-летию Московского художественного театра.



В Северном флигеле музея-усадьбы «Горки» зрителям предложены личные вещи, фотографии и документы в обстановке квартиры В.И. Немировича-Данченко из знаменитого мхатовского дома № 5/7 в Глинищевском переулке в г. Москве. Они дополнены ранее не выставлявшимися экспонатами из фондов музея, а также интерактивным театральным действием.



Отдельный раздел проекта посвящен письмам режиссеру. Для этого кураторы выставки заново разобрали архив из 300 посланий.



Музей-заповедник «Горки Ленинские» не случайно был выбран площадкой для выставки. Зинаида Григорьевна Морозова, дореволюционная владелица усадьбы Горки, была вдовой промышленника и мецената Саввы Тимофеевича Морозова, одного из основателей Московского Художественного театра. После трагической гибели мужа в 1905 году Зинаида Григорьевна не оставила связей с Художественным театром. Уже став хозяйкой Горок и снова выйдя замуж, Морозова много переписывалась и часто встречалась с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой. После национализации усадьбы именно участие В.И. Немировича-Данченко, исхлопотавшего Морозовой пенсию в 120 рублей, помогло ей выжить. Зинаида Григорьевна пережила режиссера на четыре года и скончалась в 1947 году. Несмотря на непохожесть судеб, эти две яркие личности оказались неразрывно связаны театром.



Выставка предлагает представить В.И. Немировича-Данченко, гостящего в имении Горки, во флигеле и продолжающего оставаться в гуще театральной жизни: он отвечает на письма, принимает звонки от друзей и знакомых.



«Многие из гостящих в Горках интереснейших людей своего времени жили именно здесь, в Северном флигеле. В Горках умели и любили принимать гостей, но Владимир Иванович Немирович-Данченко в реальности в Горках не был. Это история придумана нами в память о нем, благородной помощи, которую режиссер оказал нашей музейной героине Зинаиде Морозовой», – говорит директор музея-заповедника «Горки Ленинские» Алиса Бирюкова.



В пространстве экспозиции есть предмет, который стал проводником в мир прошлого, позволил услышать важные театральные разговоры. При появлении посетителя квартира режиссера оживает с началом действия аудио-визуальной пьесы, создавая эффект присутствия, так, как будто бы хозяин вышел на минуту встретить гостей.



«30 апреля и до завершения работ один из филиалов Музея МХАТ – музей-квартира В.И. Немировича-Данченко закрылся на реконструкцию. Но интерес зрителей к нашему герою остается значительным. И этот проект дает возможность не прерывать процесса знакомства с интереснейшей судьбой Владимира Ивановича. Нам кажется важным посмотреть на Немировича в ином музейном пространстве, что позволяет увидеть его личность в другом ракурсе. По-новому осознать его масштаб и осветить его качества, которые проявляются я в рассказанных на этой выставке историях», – отметила Софья Грачева, директор музея МХАТ.



Выставочный проект подготовлен при поддержке ГИТИСа. «Передо мной стояла любопытная задача не просто перенести предметы одного музея в пространство другого, а дать возможность узнать другого В.И. Немировича-Данченко. Посредством звуков, голосов, реплик, зритель получит полную возможность декодирования героя выставки без дополнительного обращения к справочной информации и станет равноправным участником процесса его жизни. Для того, чтобы это воплотить, мы привлекли к участию в проекте профессиональных актеров», – рассказал о концепции выставки ее куратор, сценограф, студент ГИТИСа Мартын Степанов.



Всего на выставке представлено около 200 предметов, среди которых, казалось бы, совсем небольшие вещи, но с удивительной историей, например, бронзовые фигуры греческих богов Деметры и Диониса, подаренные В.И. Немировичу-Данченко Всероссийским театральным обществом, персидский медный кувшин, принадлежавший матери режиссера, А.К. Ягубян, хрустальная ваза гранения «Баккара» – подарок благодарных актеров. За каждой вещью спрятана живая театральная история.



Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации