Завтра будет лучше: эксперты рассказали, какой должна быть школа будущего

15 сентября 2021г.



Модератор дискуссии:

Наталия Киселева — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

Участники:

Михаил Мокринский — директор школы-пансиона «Летово»; Олеся Вознесенская — член Совета директоров ГК «Просвещение»; Наталья Комарова — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; Ирина Белых — российский политический деятель, депутат Государственной Думы VI и VII созывов, член фракции «Единая Россия»; Игорь Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор пед. наук; Тигран Шмис — руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка. Чем быстрее происходят изменения в мире — будь то новые технологии или глобальные вызовы — тем стремительнее реагирует система образования. Сегодня главной целью стало создание школы благополучия для всех участников образовательного процесса: ребенка, родителя и педагога. В школе завтрашнего дня выстроена здоровая среда, где каждый участник образовательного процесса находится в безопасности, имеет возможность развития и активную жизненную позицию.

Наталия Киселева заметила: образование — сфера, в которой постоянно происходят изменения, но одновременно это одна из самых консервативных систем.

«Чтобы выстроить школу будущего — хотя бы будущего дня, а не десятилетия, — важно делать ежедневные изменения здесь и сейчас, чтобы получать результаты через полгода или год. Потому что дети, которые учатся сейчас, не готовы ждать», — заключила эксперт.



Рассуждая о том, какой может быть школа будущего и что каждый из нас должен сделать уже сейчас, чтобы помирить ожидание с реальностью, Михаил Мокринский пояснил, что будущее уже с нами. В нем живут дети, учителя и родители. По словам спикера, сегодня происходит стратегическая трансформация каждого элемента школы: педагогов, ребят, учебников, пространства. А опыт современных детей стал интенсивным, мозаичным, бегущим вперед и обгоняющим опыт взрослых.

«Школа — это одушевленное пространство учителя как творца, умельца, который видит развитие образования. Нужно понимать, на каком этапе мы можем включать изменения, и насколько безболезненными они могут быть. И в этом смысле важно ощутить, куда дальше двигать систему, методику и дидактику, потому что только в этом случае мы сможем сохранить и передать ценный опыт», — рассказал Михаил Мокринский.



За последние годы вместе с системными изменениями, которые произошли в школе на всех уровнях, трансформировалось и видение простого бумажного учебника. Означает ли это, что в скором времени «цифра» полностью заменит традиционный, книжный, формат?

Олеся Вознесенская заверила: традиционная книга точно останется с нами в школе завтрашнего дня. И это, в первую очередь, вопрос равенства в нашей стране. Предстоит очень много работы на государственном уровне и на уровне местной администрации по проникновению «цифры» в школы, но пока не во всех уголках страны есть возможность пользоваться онлайн-платформами и электронными учебниками. При этом надо сказать, что бумажный учебник не архаичен, потому что он постоянно обновляется, меняется. Вообще, как можно отказаться от бумажных носителей, если ребенок прежде всего должен научиться выводить свое имя на бумаге карандашом?

«Мне бы хотелось, чтобы в школе будущего детей не пугали бумажные учебники. И, конечно, что умение перестраиваться с цифрового носителя на бумагу — это развитие целой комбинации навыков, поэтому не стоит затачиваться под какой-то один функционал. Но еще надо понимать, что первичен учитель, а не учебник. И важно, как учитель сам видит свою работу», — пояснила спикер.



К тому же, подчеркнула Олеся Вознесенская, школа будущего — это не только здание, учителя, администрация и школьники. Это еще и родители. Они тоже должны принимать участие в образовательном процессе.

Родители являются полноправными участниками как образовательного, так и воспитательного процессов, — подчеркнула спикер. Но качественное образование способно изменить ситуацию в масштабе. Это может быть работа по любым активным запросам: стресс, эмоциональный интеллект, планирование, поиск работы и смена деятельности, поиск хобби и самореализация. И не обязательно только в школе. У «Просвещения», рассказала Олеся Вознесенская, такой проект существует уже год:

«Экосистема „Родительский университет: PRO-Родители“ включает материалы по воспитанию, образованию, подростковой психологии, профориентации детей, материалы для самих взрослых — например, по конфликтологии и борьбе с выгоранием. И я как куратор этого проекта уверена, что за широким включением родителей в сферу просвещения будущий успех каждого ребенка, системы и страны в целом».

О школе будущего, которая органично встроится в региональный ландшафт, рассказала Наталья Комарова:

«Понимая, что живем во времени, которое формирует бесконечное количество вызовов, сегодня мы создаем школы с опорой на родителей и детей. В этом году мы запускаем критериальное оценивание ребенка. Это первая ступень развития современной модели, которая отвечает всем запросам будущего времени. Благодаря такой системе оценивания учитель сможет на самых ранних этапах восполнять то, что не получил ребенок».



Школа должна стать заведением без границ, — заметила спикер. Инфраструктура школьного пространства создает возможность для развития ребенка в различных предметных областях. Поэтому важно создать одинаковые условия для всех детей, где бы они ни проживали.

«Еще один важный критерий школы будущего — профессиональный рост учителя. В 2021 году мы открыли Центр непрерывного образовательного мастерства педагога, в котором большое внимание уделяется изучению детской психологии, методики преподавания и погружению в предметную область», — рассказала Наталья Комарова.

В ходе дискуссии Ирина Белых выделила две реперные точки, которые предопределяют изменения в отношении школы будущего. Во-первых, статус педагога: зарплата и другие социальные условия, которые регулируются на государственном уровне. Во-вторых, качественная база для создания кадрового резерва. И здесь — отметила эксперт — не последнюю роль играет ранняя педагогическая практика в вузах.



Сейчас, по словам Игоря Реморенко, на программах педагогического образования наблюдается явная конкуренция. Во многом все изменилось именно потому, что все увидели — образование стало проникать в разные социальные сферы. И тут важен вопрос тонких изменений, которые мы чувствуем, но пока не понимаем, как на них реагировать.

«Мы можем сколько угодно читать информацию в учебнике, но понимание может так и не прийти. Дидактика до сих пор находится на том уровне, когда ее нужно существенно дорабатывать. А есть такие пласты знания, которые осваиваются только в коммуникации», — подчеркнул спикер.



Игорь Реморенко проанализировал опыт современных подростков и упомянул тренды, которые сегодня осваивает юное поколение: стремление к созданию авторского контента (ведение блога, влога, высказывание собственного мнения), тактильность (слаймы, pop-it), распаковка подарков, участие в челленджах, разработка туториалов. Сегодня, заметил эксперт, школа стала выходить за привычные рамки и рождать единое образовательное пространство.

Говоря о мировых тенденциях в образовании, Тигран Шмис подчеркнул: основная проблема в том, что общего консенсуса относительно базового набора детских навыков, которые можно получить в школе, сегодня нет.

«Есть узкий набор из семи навыков, с которым все согласны. Ключевые умения — это информационно-коммуникационная компетентность, взаимодействие, общение, коллаборация, упорство в достижении целей. Результаты наших исследований показали, что сейчас ключевую роль играют естественно-научные знания, умение применять их и умение размышлять в рамках этих знаний», — рассказал спикер.



В России появилась полезная учительская практика — тимтичинг. Это кооперация педагогов разных предметов и их совместная работа на уроке. Такой подход, объяснил Тигран Шмис, требует серьезной подготовки, множества компетенций.

«Ключевой фактор в школе — учитель. Современная школьная среда не работает, если учитель ее не использует. Но если учитель использует все многообразие методов, начинают эффективно работать все факторы среды», — объяснил спикер.

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»