Зачем развивать креативность с детства и как это делать в домашних условиях? Рассказывают эксперты

04 июля 2023г.

Креативность: что это такое и зачем она нужна производителям индейки и учёным По данным на начало июля 2023 года, российские работодатели разместили на карьерном портале HH.ru порядка 31,5 тысячи вакансий, где от соискателя напрямую требуют креативности. В остальных случаях также зачастую предполагается, что творческое мышление будет нелишним. Однако немногие правильно понимают, что это такое в контексте сегодняшних дней.

«Креативное мышление — это процесс, направленный на создание чего-то нового, на поиск непривычных или не выявленных ранее взаимосвязей, а также нестандартных решений для стандартных ситуаций. Результатом креативного мышления может быть необычный способ решения проблемы, идея или некий объект», — поясняет психолог, директор центра психологического и финансового просвещения «Самосознание» и лектор Российского общества «Знание» Александр Коридзе.

Креативность нужна не только художникам и писателям. Учёным она помогает придумывать новые технологии и развивать искусственный интеллект, специалистам по персоналу — мотивировать к работе людей, маркетологам — продвигать товары и услуги в условиях рекламной слепоты и информационного хаоса. Так, Александр Коридзе вспоминает, что производитель индейки «Индилайт» записал альбом гастро-рэпа, центральной темой треков стали продукты компании.

В каком возрасте проявляется творческое начало Педагог начальных классов, воспитатель детского центра издательства «Просвещение» Анастасия Ермакова утверждает, что творческое мышление заложено в человеке с самого рождения. Оно развивается естественным образом и начинает активно проявляться примерно с трёх лет.

«С точки зрения воспитателя это творческие проявления ребёнка в разных видах деятельности, когда он хочет сделать что-то необычным для себя способом. Например, во время лепки он может взять пластилин нескольких цветов и смешать, чтобы получился другой оттенок, а на зарядке — придумать свои упражнения или элементы», — приводит пример Анастасия Ермакова.

Эксперт отмечает, что с трёх лет родители и педагоги могут начать целенаправленно поддерживать творческое развитие ребёнка.

Как развивать креативность ребёнка Главный фактор развития креативности у ребёнка — поощрение любых творческих проявлений, а также создание условий для того, чтобы они были. Анастасия Ермакова выделяет несколько способов, как это реализовать в домашних условиях при минимуме затрат:

1. Стимулируйте познавательный интерес. Новые решения не возникают на пустом месте, нужны знания об окружающем мире. Пока ребёнок совсем маленький и его речь не развита, можно объяснять вслух, что происходит вокруг: «Вот тут у нас носик», «В книжке нарисован слон», «Сейчас ты попробуешь манную кашу».

2. Организуйте доступ к различным материалам — обычным и пальчиковым краскам, пластилину, блёсткам, цветной бумаге, пенопласту.

3. Позволяйте рисовать на стенах. «В работе с малышами я люблю задействовать наскальную живопись. Они рисуют, сочиняют рассказы, им важно выходить за рамки. Можно повесить на стену меловую доску, моющиеся или старые обои, застелить пол, одеть на ребёнка одежду, которую не жалко, и тем самым дать возможность проявить воображение», — говорит эксперт.

4. Принимайте участие в творческом процессе. Помогайте лепить фигуры, рисовать, делать аппликации из войлока и, что немаловажно, хвалите ребёнка за старания и успехи.

5. Создавайте ситуации, в которых ребёнок сможет играть со сверстниками и изучать взрослых. Кроме детского сада и развивашек, это может быть общение во дворе, на даче, на городских и районных детских праздниках.

«Во время взаимодействия с другими ребятами происходит обмен опытом:дети смотрят, кто что умеет, кто какие игры и занятия пробовал. Но даже если есть бабушка, которая, например, вяжет, ребёнок тоже на неё может посмотреть и задуматься, чем она занимается, для чего это нужно, можно ли сделать так самому», — объясняет Анастасия Ермакова.

Очень важно не отчитывать и не упрекать ребёнка, когда он находится в творческом процессе, иначе у него возникнет установка «не буду ничего делать, тогда не станут ругать». Если он испачкался, случайно испортил какие-то вещи, сделал что-то не так — это не важно. Главное — он проявляет интерес к какому-то делу, учится новому, получает положительные эмоции.

Если сложно самим придумать, чем заняться с ребёнком, можно воспользоваться подсказками извне:

посетить бесплатные или платные мастер-классы при детских садах и студиях; посмотреть бесплатные вебинары, которые для привлечения внимания выкладывают разные детские центры и образовательные организации; посмотреть YouTube-канал психолога Натальи Ремиш с мультфильмом «Просто о важном. Про Миру и Гошу», где в числе прочего есть серии о творческих занятяих, которые можно повторить; приобрести пособия для дошкольников, например, серию «Творим и вытворяем» М. Агапиной, пособие «Лепим, клеим, мастерим. 5-6 лет» Н. Салминой и А. Глебовой, «Секреты художественного мастерства. Пособие для детей 5-7 лет» Е. Лутцевой. Как найти баланс в развитии ребёнка Родители нередко стараются записать детей в множество секций. В самих по себе кружках нет ничего плохого, но важно не переборщить: достаточно детского сада или одной-двух развивашек.

«Занятия с педагогом по программе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка положительно скажутся на развитии воображения и творческого потенциала. Также важную роль играет общение со сверстниками, так как в процессе дети не только обмениваются опытом, но и побуждают друг друга пробовать что-то новое: все что-то делают — и ребёнку тоже хочется», — рассказывает Анастасия Ермакова.

Эксперт также подчёркивает, что при выборе секций в первую очередь нужно учитывать интересы ребёнка.

«Разговаривайте с ним, наблюдайте, что ему нравится делать, прислушивайтесь к его желаниям. У него должна быть свобода выбора. Если вы сводили ребёнка на несколько занятий и ему не понравилось, то не нужно заставлять его посещать конкретный кружок дальше. Подобное обращение может сформировать искажённое восприятию этого занятия», — объясняет воспитатель.

Сюжетно-ролевые игры («в доктора», «в дочки-матери», «в зоопарк») могут послужить хорошим началом для определения круга интересов ребёнка. А куклы с тематическими нарядами, игрушечные музыкальные инструменты, вовлечение ребёнка через игру в бытовые домашние обязанности (уборка, приготовление пищи, уход за растениями) помогут его проявить.

 

Узнать больше полезного про воспитание, обучение и развитие детей можно 6-8 июля в лектории «Просвещения» в саду «Эрмитаж» (Москва, ул. Каретный ряд, 3). Подробная программа и регистрация на событие доступны по ссылке. 

 

На фото: поделки детей сотрудников «Просвещения», посещающих летний детский центр издательства

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»