Вузы успешно интегрируют опыт онлайн-обучения в очные формы образования
Дистанционный формат обучения ускорил темпы цифровизации высшего образования. Сформированная в 2020 году во всех образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России, электронная образовательная среда предоставила больше возможностей для выстраивания удобного образовательного процесса и обеспечила широкий доступ к учебным материалам.
Так, например, в Воронежском государственном университете (ВГУ) проводится более 11 тыс. электронных курсов. Причём примерно треть этих электронных курсов дополняется системой видеоконференцсвязи. Кроме того, у половины из них есть встроенная система оценивания.
«Цифровизация серьёзно влияет на учебный процесс, это мы видим по университету», — сообщил ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
Электронный формат позволяет распространять образовательный продукт вуза на большую аудиторию.
«Мы разрабатываем массовые открытые онлайн-курсы. Мы вложили очень серьёзные средства в серверное оборудование, приобрели необходимые девайсы», — объяснил Дмитрий Ендовицкий.
При этом ректор убежден, что очные формы выигрывают у дистанционных по качеству.
«Наши преподаватели, независимо от возраста, владеют технологиями дистанционного обучения, — отметил ректор ВГУ. — Однако мы понимаем, что только дистанционная форма обучения не сможет обеспечить необходимое высокое качество образования».
В Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского (КФУ) считают, что технические средства помогают вывести методику преподавания на новый уровень.
«Пандемия явилась триггером эволюционного процесса в образовании, — заявил ректор университета Андрей Фалалеев. — Кроме традиционного перехода лекций в онлайн, это еще другой формат лекций – более четкая подача материала, более усвояемая. И, безусловно, мы ожидаем в длительной перспективе изменения методик преподавания. В частности, это будут более структурированные лекции, более короткие отрезки-модули, для того чтобы их можно было просматривать в разное время и проверять усвоение по коротким модулям».
Ректор добавил, что новые формы промежуточного контроля также будут полезны для обучающихся.
«Старая форма, когда надо было просто записывать текстом в контрольных тетрадях просмотренный материал ручкой, сильно устарела. И сейчас пандемия приводит к тому, что будут меняться методики преподавания» — сказал Андрей Фалалеев.
В частности, в вузе уже используют трехмерные анатомические модели для проверки знаний, а также создают виртуальных помощников для преподавателей.
«Преподаватели кафедр работают над системой виртуальных помощников. Это использование виртуального пространства, дополненной реальности при подаче материала, также трехмерных симуляторов, когда студенту надо усвоить сложные пространственные задачи — здесь появляются графические помощники как при подаче материала, так и при проверке усвоения данного материала», — пояснил ректор КФУ им. Вернадского.
В Российском государственном социальном университете (РГСУ) считают, что как аудиторное, так и обучение с использованием технологий удаленного доступа имеет свои плюсы и минусы. Причем, цифровизация в вузе началась уже довольно давно.
«Мы уже много лет разрабатываем систему образования, в которой органично сочетаются элементы аудиторной работы и активное использование технологий удаленного доступа. Основой образовательного процесса у нас является электронная образовательная среда — туда выкладывается учебный контент, там размещаются задания для студентов, там их проверяет преподаватель, там ставятся оценки и там автоматически формируются ведомости», — рассказала ректор Российского государственного университета Наталья Починок.
Сейчас занятия в университете проводятся в интегрированном формате: лекции проходят в аудиториях, строго по расписанию, они транслируются в интернет, кроме того, их запись размещается в электронной образовательной среде, что позволяет студентам в любой момент повторить изученный материал.
«Цифровые технологии, в том числе с использованием практик удаленного доступа, позволяют реализовать более индивидуальный подход, подстроить траекторию освоения материала под индивидуальные особенности студента, — подчеркнула ректор РГСУ. — Аудиторное обучение позволяет развивать навыки социального взаимодействия, дает возможность ближе познакомиться с личностью преподавателя, обеспечить воспитательный эффект».
Ректор добавила, что видит задачу вуза в том, чтобы развивать комплексную образовательную систему, включающую обе эти формы образования с их плюсами.
Ректор Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ) Елена Степанова считает, что очные формы обучения и непосредственное общение с преподавателями на многих направлениях дают более качественный результат. ЯГТУ с начала февраля 2021 года вышел на очный формат обучения с элементами дистанционной поддержки.
«Присутствие на площадках университета, в лабораториях – важнейшее условие успешного обучения», — заявила Елена Степанова.
Она добавила, что сейчас проводится работа по встраиванию в очный формат первокурсников.
«Приходится обращать определенное внимание «встраиванию» в очный формат учебы первокурсников. С ними мы мало успели поработать контактно в начале учебного года – первый семестр преимущественно прошел в смешанном и полностью дистанционном режиме. Поэтому, помогаем их «живой» социализации как в учебном процессе, так и в межличностных коммуникациях», — рассказала ректор ЯГТУ.
При этом в процессе обучения очень помогает большой массив оцифрованных материалов, который удалось перевести в электронный формат в связи с ограничениями, введенными в период пандемии. Цифровые платформы, проектное обучение, виртуальные лаборатории, доступ к электронным библиотечным ресурсам и сервисам остаются востребованными и после возвращения к очному формату обучения.
«В период дистанционной работы наши преподаватели смогли «доформировать» и «упаковать» ранее наработанные научно-методические и учебные материалы, которыми университет обладает сейчас в достаточно большом количестве. Формат таких материалов разный – это и оцифрованные лекционные, семинарские занятия, тестовые задания, которые расположены в электронной образовательной среде университета, и видеолекции, базирующиеся на платформах для организации видеосвязи. Профессорско-преподавательский состав прекрасно владеет инструментарием работы на сетевых платформах и в других средах дистанта», — подчеркнула ректор.
Активное применение цифровых инструментов в сочетании с традиционными форматами повысит качество и доступность высшего образования и позволит преподавателям и обучающимся использовать более широкий набор сервисов и материалов в очном образовательном процессе, продолжая при этом проводить регулярные встречи на лекциях и практических занятиях.
Задача по внедрению современных цифровых решений в образовательный процесс поставлена федеральным проектом «Цифровая образовательная среда». Проект предполагает создание современной и безопасной цифровой образовательной среды и обеспечения ее доступности при сохранении очных форм обучения, преемственности и применении традиционных методик, доказавших свою эффективность.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации