Вузы разработали образовательные программы для работы на карбоновых полигонах

12 октября 2021г., 16:12

Российские вузы запускают дополнительные образовательные программы для сотрудников карбоновых полигонов. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер напомнил, что система карбоновых полигонов в России создается в рамках национального плана мероприятий по адаптации к изменению климата до 2022 года. Пилотный проект Минобрнауки стартовал в начале этого года. В августе был открыт первый в стране полигон Западно-Сибирского научно-образовательного центра на биостанции «Озеро Кучак» в Тюменской области. До конца года в России будут открыты еще несколько карбоновых полигонов в Екатеринбурге, Калининграде и Геленджике.  

«Создание карбоновых полигонов является мировым трендом. В России они только начинают развиваться, в рамках пилотного проекта в этом году изначально планировалось создать 8 полигонов. Но в августе этого года было решено расширить сеть таких территорий до 9 — в число новых участников включен полигон в Московской области на базе Центра МГУ им. М.В. Ломоносова «Чашниково». В ближайшее время количество пилотных площадок для создания карбоновых полигонов расширится до 14. Для их работы нужны высококвалифицированные кадры. По предварительным оценкам, только на начальном этапе отрасли требуется несколько сотен специалистов с узкопрофильной компетенцией. Поэтому запуск дополнительных образовательных программ на базе российских вузов актуален как никогда. Первоначально они появятся в четырех российских вузах, и мы сможем закрыть плановую потребность в кадрах для работы на карбоновых полигонах», — сказал Дмитрий Чернышенко.  

Программы появятся в Тюменском государственном университете, Институте проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Югорском государственном университете. Набор в группы уже стартовал. Ряд других высших учебных заведений страны также планируют в ближайшее время введение программ дополнительного образования для сотрудников карбоновых полигонов.

«Сотрудники полигонов могут обучаться как за счет средств, выделенных Минобрнауки России, так и за счет средств работодателей. На полигонах будет вестись подготовка кадров для совершенно новой, секвестрационной индустрии. Они будут проектировать, обслуживать климатические проекты, вести финансовую деятельность углеродными единицами, обеспечивать правовое сопровождение этой деятельности. И таких профессионалов нужны тысячи», — отметил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Например, в МГУ курсы повышения квалификации для сотрудников полигонов, специалистов по охране окружающей среды, работающих в сфере учета парниковых газов, экспертов по изменению климата и климатическим рискам, разработанные с учетом получения необходимых знаний и компетенций, сформированы по нескольким направлениям: «Руководитель», «Наблюдатель» и «Исследователь».

За время обучения слушатели получат знания о цикле углерода в экосистемах и его связи с климатом, а также навыки, необходимые для эффективной организации и проведения экологического мониторинга на карбоновых полигонах. Они научатся устанавливать и эксплуатировать современное полевое и лабораторное оборудование для проведения комплексных экосистемных наблюдений при мониторинге парниковых газов на карбоновых полигонах, проводить отбор и подготовку проб воздуха, воды, почвы и биологических объектов к количественному анализу, работать со специализированным программным обеспечением для обработки результатов полевых измерений и лабораторных исследований и т.д.

Система карбоновых полигонов создается в рамках национального плана мероприятий по адаптации к изменению климата до 2022 года. Карбоновый полигон — территория с уникальной экосистемой для разработки и испытаний технологий дистанционного и наземного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях. Реализация пилотного проекта проходит в девяти регионах: Чеченская Республика, Краснодарский край, Калининградская область, Новосибирская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Московская область. 



Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации