Вузы разработали дорожные карты по внедрению компетенций Future Skills в образовательные программы

04 июля 2022г.

29 и 30 июня в Точке кипения – Москва прошла проектно-аналитическая сессия «Формирование программ развития навыков будущего в вузах» с участием ведущих вузов Российской Федерации, направленная на формирование комплексных дорожных карт развития компетенций Future Skills в системе высшего образования.

Мероприятие состоялось в рамках масштабного проекта «Университет Future Skills», реализуемого с 2021 года по инициативе Агентства развития навыков и профессий и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке 5 российских вузов – координаторов проекта, среди которых Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Дальневосточный федеральный университет, Южный федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Севастопольский государственный университет.

Цель проекта – развитие и интеграция в систему высшего образования передовых практик подготовки по перспективным профессиям и навыкам с целью формирования высококвалифицированных кадров для новой экономики. В 2022 году в проекте принимают участие уже более 50 вузов.

Сессию открыл генеральный директор Агентства развития навыков и профессий Роберт Уразов, который отметил, что инициатива Future Skills рассматривается в Агентстве не просто как соревновательная или позволяющая изменять определенные образовательные технологии и добавлять практико-ориентированное обучение в российские университеты, но как одна из технологий, которая может быть важной составляющей кадрового обеспечения страны.

«Это технология, которая позволяет ответить на два ключевых вопроса: кто готовит и к чему готовят? Мы выбираем те технологии, которые Российская Федерация освоила или должна освоить для того, чтобы развивать свою экономику и стать по-настоящему суверенной. С другой стороны, инициатива FutureSkills позволяет воспитать, создать и собрать вокруг и внутри университетов тех людей, которые способны этим технологиям учить. Для нас это подход к новому типу подготовки людей, которые создают будущее. Эта инициатива крайне практико-ориентирована и направлена на то, чтобы сшить классический пробел в нашей стране между теоретиками и практиками, принципиально соединить их на новом технологическом уровне. В прошлом году мы стартовали с 5 университетами – сейчас это уже 50 университетов, которые будут перенимать опыт первых пяти», – рассказал Уразов.

В рамках сессии решались следующие задачи: формирование комплексных дорожных карт развития навыков будущего в вузах, учитывающих имеющийся опыт и потребности университетов в подготовке по перспективным профессиям и разработке компетенций Future Skills; улучшение качества реализуемых образовательных программ за счет обмена опытом между участниками; формирование подходов к внедрению инструментов практико-ориентированной подготовки по навыкам будущего в вузах.

«В рамках проекта “Университет FutureSkills” в прошлом году по 25 компетенциям FutureSkillsбыли разработаны программы их внедрения в образовательную деятельность университетов. В этом году мы планируем разработать и внедрить еще 18 перспективных компетенций и увеличить количество задействованных в проекте университетов для обучения не менее 5 тысяч студентов», – сказала Валентина Давыдова, представитель Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

К участию в сессии также были приглашены все координаторы проекта “Университет Future Skills” и представители организаций высшего образования, отвечающих за практико-ориентированную подготовку. На сессию зарегистрировались более 80 участников.

Юлия Антохина, ректор ГУАП, выступила с приветственным словом и докладом на тему «Интеграция навыков будущего в высшее образование: вызовы, инсайты, перспективы». Она кратко рассказала о том, как начинался этот проект, с какими вызовами и барьерами пришлось столкнуться на первом этапе его реализации, какие уроки были извлечены и почему интеграция перспективных навыков важна для вузов.

Юлия Анатольевна поделилась конкретными примерами внедрения новых компетенций в программы высшего образования, рассказав о взаимодействии с индустриальным партнером и разработанном ГУАП пакете методического сопровождения.

В ходе проектной сессии представители вузов разделились на рабочие группы, в которых велась работа по обсуждению роли вуза в условиях вызовов и новых требований работодателей, анализировалась успешность новых разработанных программ и диагностировались возникшие барьеры. Кроме того, был проведен мозговой штурм по выработке идей для минимизации влияния этих препятствий, а также разработаны дорожные карты по введению перспективных компетенций в программы обучения.

По итогам проектно-аналитической сессии вузы представили разработанные дорожные карты для получения обратной связи с целью последующего включения этих наработок в образовательные процессы.

Следующим этапом проекта “Университет Future Skills” станет проектная сессия по разработке новых компетенций в области регенеративной экономики и искусственного интеллекта, которая пройдет 11 и 12 июля в Санкт-Петербурге на площадке ГУАП.

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”