Ворлдскиллс Россия реализовало первую проектно-образовательную программу для управленческих команд из восьми стран – участниц международного движения Ворлдскиллс

02 сентября 2021г.

Проектно-образовательная программа для управленческих команд была запущена в марте под эгидой WorldSkills International и при организационной поддержке Ворлдскиллс Россия.

«Главная ценность движения Ворлдскиллс – стремление к совершенствованию своего профессионализма, но в фокусе нашего внимания обычно участники и эксперты. Идея же выделить время для собственного развития, развития команд и проектов, которые мы, как национальные команды, считаем особенно важными, родилась достаточно давно. Но было непонятно, как это организовать логистически. Ведь нужно собрать всех участников в одном месте, вырвав их из рабочей деятельности на пять недель в году.  Прошлый год показал нам: несмотря на то что все мы всегда предпочитаем личные встречи, организовать коллективную деятельность в онлайн-пространстве тоже можно, и мы решили рискнуть», – рассказала Екатерина Лошкарева, директор программы, заместитель генерального директора Ворлдскиллс Россия по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций, член совета директоров WorldSkills International.

Девять команд, представляющих практически все континенты: из Великобритании, Ганы, Индии, Коста-Рики, Намибии, Польши, Румынии и России – на протяжении пяти модулей работали над проектами, нацеленными на развитие движения Ворлдскиллс и профессионального образования в своих странах. В каждой команде было от трех до семи участников – лидеров изменений в национальных организациях Ворлдскиллс.

«Проектируя эту программу, мы ставили перед собой задачу создать межкультурную, но комфортную, безопасную среду для развития самых разных проектов, актуальных для национальных систем подготовки стран-участниц, и систему поддержки для личностного и профессионального развития участников программы», – также отметила Екатерина Лошкарева.

Программа состояла из пяти недельных модулей, все они касались определенной темы, и каждый следующий модуль вытекал из предыдущего. Первый модуль был посвящен анализу ситуации (команды определяли направление своих проектов, основываясь на тех изменениях, которые они хотели бы привнести в своей сфере деятельности) и существующих вызовов и разрывов. В рамках второго модуля участники проектировали концепцию, определяли пользователей  и формат пилотного проекта. На третьем модуле перед участниками стояла задача построить идеальную модель своего проекта, положив в основу его ценности, принципы, определив структуру и механизм реализации. Четвертый модуль включал адаптацию идеальной модели к реальным условиям и определение параметров дальнейшей оценки эффективности проектов.

В заключительном модуле участники разрабатывали дорожную карту, в соответствии с которой планируется реализация проекта.

«Одной из ключевых ценностей программы стала готовность каждого вложиться в совместное развитие, а также идеи и практики, которыми мы делились друг с другом. Мы, как команда Ганы, очень много почерпнули. Программа стала источником вдохновения и помогла добавить новых смыслов в текущую деятельность, – прокомментировала Ханна Окайер, менеджер проектов WorldSkills Ghana. – Спасибо за такую возможность!»

Каждый модуль (и вся программа) включал в себя четыре основных трека:

Проектный: все активности, связанные с развитием проектов команд: к каждой команде был прикреплен модератор, который вел участников через весь путь проектной работы, помогал найти решения, посмотреть на ситуацию с новой стороны и решить поставленную на модуль задачу. В конце каждого модуля участники представляли результаты своей работы друг другу и экспертам, среди которых были в том числе президент движения WorldSkills Крис Хамфрис и основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша. Образовательный: лекции и мастер-классы от ведущих экспертов. Среди спикеров программы – Борэн Чакрун, руководитель направления политик и систем непрерывного обучения ЮНЕСКО; Оливье Бречард, директор фестиваля #LEARNINGPLANET; Себастьен Турбот, лидер лаборатории международного форума WISE по образовательным экосистемам; Алака Хола, программный менеджер Фонда оценки стратегического воздействия Всемирного банка; Вэлери Хэннон, один из ключевых мировых экспертов в области образования, сооснователь Innovation Unit и Global Education Leaders Partnership, Хуберт Ромер Рэй Мария и другие эксперты.   Симуляционный: формат, позволяющий участникам, с одной стороны, применить полученные в рамках знания и навыки на практике, но в безопасном пространстве, а с другой – взглянуть на свои проекты и деятельность иначе – через метафору и игровое пространство. Body & mind: еще одной изюминкой программы стал трек от команды Yogis without Borders, который позволил связать интеллектуальную активность с физической, дополнив программу практикой йоги и семинарами по конфликтологии, развитию эмоционального интеллекта и осознанности. «Больше всего мы благодарны участникам за доверие. Для нас в России такой формат программы, может быть, не совсем традиционный, но достаточно известный (в узких кругах). Для иностранных участников и для коллег из руководства движения Ворлдскиллс, поддержавших нас как на самом старте, так и на протяжении всей программы, это был однозначно смелый шаг, и мы очень рады, что в результате у нас получилось превзойти все ожидания», – сказала Екатерина Лошкарева.

27 августа состоялась финальная презентация проектов, разработанных командами в рамках программы, среди которых:

внедрение модели Ворлдскиллс в национальную систему образования и подготовки Коста-Рики, включая выстраивание партнерств с комьюнити-центрами CECI: в рамках проекта предполагается работа по выстраиванию устойчивых партнерских отношений как с региональными образовательными сообществами, так и с национальными стейкхолдерами, создание стратегий развития образовательных кластеров и исполнительных комитетов, а также формирование сообществ экспертов и выпускников Ворлдскиллс по модели WorldSkills Expert Faculty и Champion Trust; SkillsLabs в Гане: создание 2 лабораторий развития навыков в краткосрочной перспективе и 10 – в долгосрочной для обеспечения практико-ориентированной подготовки в Гане. Планируется, что в пилотном проекте примут участие 10 образовательных организаций и 100 студентов; трансформация системы профессионального образования Намибии: внедрение стандартов Ворлдскиллс в систему подготовки, начиная с пилотного проекта по четырем группам навыков в четырех образовательных институтах с постепенным увеличением охвата; JuniorSkillsChampionship: проект команды Индии, нацеленный на вовлечение в движение школьников, их родителей и учителей, повышение их осведомленности о перспективных профессиях и навыках, а также продвижение практико-ориентированной подготовки через соревнования по стандартам Ворлдскиллс; 200 000 участников – 10 скилов; разработка стратегии по вовлечению преподавателей в движение Ворлдскиллс в Польше: повышение осведомленности целевой группы о движении через привлечение преподавателей – амбассадоров 25 навыков, наиболее популярных в Польше, в качестве первого шага реализации долгосрочной цели – внедрения стандартов Ворлдскиллс в каждое образовательное учреждение Польши. В дальнейшем предполагается разработка системы сертификации преподавателей по стандартам Ворлдскиллс, а также выстраивание кооперации с вузами Польши – к этим решениям команда пришла в рамках работы над проектом, проведя масштабный опрос преподавателей; Атлас профессий и компетенций для городской экологии в Румынии: примечательно, что команда начинала с более широкого подхода, планируя работать над Атласом новых «зеленых профессий» Румынии, однако с каждым модулем команда все больше фокусировалась на пилотном проекте, для которого был выбран сектор, связанный с развитием устойчивого городского развития и навыков, необходимых для его обеспечения. Для разработки атласа, вдохновляясь российских проектом, была выбрана методология международного форсайта, который команда планирует провести уже в этом году, а в дальнейшем планируется создать экосистему поддержки «зеленого образования», включая разработку образовательных программ по навыкам будущего; навыки для занятости: один из российских проектов, участвующих в программе, который предполагает разработку и реализацию коротких образовательных программ, нацеленных на освоение прикладного навыка востребованного на рынке труда и дальнейшее трудоустройство, через создание системы заключения договоров между работодателем и студентом перед началом обучения. Примечательно, что за время работы над проектом, которая шла параллельно с его реализацией, команда поняла, что для успешной реализации стоящих перед проектом задач изначально предусмотренного инструментария будет недостаточно, и в проекте появились новые элементы, такие как, например, центры развития карьеры, интеграция с рекрутинговыми платформами и платформами для фрилансеров. FutureSkillsTeamChallenge: проект еще одной российской команды, который за полгода в программе был спроектирован, внедрен и пересмотрен по итогам пилотного проекта. Первоначальная концепция проекта – соревнования между мультидисциплинарными командами, нацеленные на решение реальной задачи и позволяющие оценить целый набор компетенций – не только профессиональные навыки, но и когнитивные, предпринимательские и «зеленые навыки». По итогам пилотирования команда пришла к выводу, что предлагаемая модель жизнеспособна и отвечает базовым запросам, однако для того чтобы обеспечить ее устойчивость и масштабируемость, необходимо провести еще ряд пилотных проектов с целью отточить механику оценки и найти способы сократить стоимость проведения; профессионализация экспертного сообщества Великобритании: цель этого проекта – превращение экспертного сообщества Великобритании в мощного партнера движения и проводника стандартов Ворлдскиллс в систему профессионального образования и повышение результативности национальной сборной на международных чемпионатах. Ключевой особенностью этого проекта является его опора на данные и их использование для бенчмарка и повышения качества подготовки, а также программу технологического менторства, коучинга и пересмотр формата взаимоотношений с экспертами. «Для нас цикл программы совпал с нашим циклом подготовки и проведения национальных чемпионатов, поэтому было сложно включиться на все 100 процентов, но мы старались взять максимум из всех модулей, хотя можно было бы еще больше. Моим личным открытием стало осознание того, что люди Ворлдскиллс немного сумасшедшие в самом лучшем смысле этого слова – горящие своей идеей и желанием сделать этот мир лучше и сделать это правильно – это видно на нынешней программе и на всех событиях Ворлдскиллс. И я рада, что моя команда именно такая – сфокусированная на результате, чего бы это ни стоило, что показала эта программа», – отметила Катаржина Юркевич, генеральный директор WorldSkills Poland.

Подводя итоги и анализируя свой опыт участия в программе, команды отмечали, что одной из наиболее важных ценностей программы была возможность наблюдать за прогрессом друг друга.
«Ключевые открытия программы – это, во-первых, сила кооперации, партнерств и тех знаний и практик, которые мы вырабатываем совместно или которыми делимся друг с другом. Во-вторых, это то, насколько гибкой оказалась система Ворлдскиллс, как по-разному она может быть применена в разных контекстах и как проекты других команд могут быть применены и для решения наших задач», – поделился своим мнением Рой Кесада, технический делегат WorldSkills Costa Rica.

Еще один интересный пример – серия мероприятий по навыкам будущего для экспертов, которые реализовала команда Великобритании, вдохновившись проектами России и Румынии и, в свою очередь, вдохновив другие команды своими практиками работы с преподавателями.

За пять модулей проекты команд значительно  эволюционировали. «Я сражен наповал, а вы знаете, что я такими словами не разбрасываюсь, – сказал в своем финальном слове Крис Хамфрис. – Проекты, разработанные командами за программу, – такие разные, ставящие разные цели и решающие разные задачи – это огромный вклад в развитие движения и систем профессионального образования не только на национальном уровне, но и огромное влияние на природу, формат и эффективность мирового движения. Это определенно знаковая программа. Такое количество вовлеченных людей: организаторы, модераторы, эксперты – все максимально вложились в реализацию программы, но главные люди – это участники. Я уверен, что, помимо разработанных проектов, каждый лично вынес невероятное количество знаний и новых навыков, которые вы в дальнейшем сможете применять на практике и распространять дальше, становясь агентами изменений».   

«Движение Ворлдскиллс – это пространство для диалога между министерствами, индустриями, лидерами изменений, которое мало кто имеет среди системных игроков, это возможность не только связывать между собой интересы разных стейкхолдеров, но действительно способствовать изменениям. Проекты, за которыми мы наблюдали на протяжении полугода, работают не только с настоящим, но и меняют парадигму – и вся программа показывает нам пример того, как Ворлдскиллс может стать драйвером, который приведет нас в лучшее будущее. Многие люди говорят про это лучшее будущее, но самый верный способ его приблизить – начать приобретать новые навыки и делать что-то новое – именно об этом была эта программа и это именно то, что каждый из участников унесет с собой и начнет внедрять в своей деятельности», – отметил Павел Лукша.

«Большое спасибо за эту программу. Я хочу сказать, что наш подход к управлению проектами значительно изменился за это время, и то, как была спроектирована и реализована сама программа – творчески, инновационно, экспериментально и очень смело – позволило нам многому научиться. Мы будем рады и дальше делиться нашими наработками и высоко ценим каждую услышанную идею и озвученную обратную связь», – поблагодарила организаторов Джаннет Проул, старший программный менеджер WorldSkills UK.

Несмотря на то что пятый модуль завершил программу, он стал не финальной, а только отправной точкой в развитии проектов. Первой контрольной точкой станет мероприятие на полях Генеральной ассамблеи WorldSkills International, которое состоится 6 октября 2021 года. Команды представят свои проекты уже не только друг другу и ограниченному кругу экспертов, но и всему сообществу глобального движения и подведут промежуточные итоги своего пути.

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”