Ворлдскиллс Россия обучает востребованным в регионах профессиям в рамках федерального проекта «Содействие занятости»
В Уфе во время деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошел круглый стол «Ход реализации проекта “Содействие занятости” (Академия Ворлдскиллс Россия)». Федеральный проект «Содействие занятости» – это часть нацпроекта «Демография», он направлен на восстановление занятости до значений, которые были до пандемии. Участники обсудили реализацию запущенной в 2021 году программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан.
По словам заместителя генерального директора по подготовке кадров – директора Академии Ворлдскиллс Россия Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Светланы Крайчинской, специфика программы, подготовленной Минтруда России, заключается в том, что показатель результативности – это не только численность граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, но и численность занятых граждан, в том числе приступивших к трудовой деятельности либо зарегистрировавшихся в качестве индивидуального предпринимателя, в частности начавших применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», то есть ставших самозанятыми.
На данный момент в рамках программы работают 1414 центров обучения, а на их базе создано более 4 тыс. центров компетенций. Обучение проходит по 174 компетенциям. Получено 53 тыс. заявок, более 25 тыс. человек уже прошли проверку на соответствие условиям программы.
В отличие от предыдущих проектов и правительственных программ, реализованных Академией Ворлдскиллс Россия, в программе впервые участвует четыре, а не три стороны.
«Академия Ворлдскиллс Россия, являясь одним из федеральных операторов программы, взаимодействует с региональными операторами, которые, в свою очередь, работают с центрами обучения. В федпроекте “Содействие занятости” появилась новая, четвертая сторона – органы службы занятости, с которыми необходимо выстроить единую систему работы и синхронизировать усилия, сопоставлять заявки от потенциальных участников проекта с банком вакансий в регионе и проводить уже гораздо более целенаправленное обучение», – пояснила Светлана Крайчинская.
Основная специфика программ Ворлдскиллс – практическое обучение, которое проходит на оснащенных современным оборудованием рабочих местах в условиях, идентичных производственным.
«Мы делаем ставку на оборудованные мастерские. Если центр обучения располагает мастерской с десятью рабочими местами, то одномоментно возможно обучать только десять человек. Наша сила в том, что у нас маленькие группы – каждый отработает навыки на практике и каждому преподаватель сможет уделить внимание. Обязательная часть обучения – демонстрационный экзамен, позволяющий увидеть и оценить, чему научился слушатель. Просто дать корочку – это не про нас», – подчеркнула заместитель генерального директора по подготовке кадров.
Светлана Крайчинская также представила рейтинг субъектов Российской Федерации по количеству слушателей, завершивших обучение по программе «Содействие занятости». На первом месте Свердловская область: в этом регионе было выделено 708 мест на обучение по программам Ворлдскиллс, и уже к концу августа более 350 человек завершили обучение. Следом за ней находятся Республика Марий Эл, Курская область, Республика Алтай и Республика Татарстан.
В мероприятии приняли участие представители центров обучения из многих российских регионов. Коллеги поделились собственным опытом работы в рамках проекта «Содействие занятости». Заместитель директора АНПОО «Университет профессионального образования»(Краснодар) Елена Базина отметила особый подход к обучению женщин с детьми. Сейчас обучение успешно проходят 124 женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и 67 женщин с детьми дошкольного возраста.
Директор Рыльского социально-педагогического колледжа (Курская область) Ольга Ильина поделилась опытом организации взаимодействия с работодателем. «Нашей задачей было укомплектовать кадрами новые ясли-сад, построенные в пос. Пристень. Мы выполнили ее и полностью подготовили весь штат специалистов. Было интересно взаимодействовать с работодателем: во время обучения слушателей заведующая постоянно была с нами на связи, более того, присутствовала на занятиях. Изначально она заключила договор с 6 обучающимися, однако в ходе обучения, заметив еще 2 интересных людей, заключила договоры и с ними, и теперь в саду работают 8 наших выпускников», – рассказала она.
Модератор круглого стола, начальник отдела аналитики и цифровых сервисов Академии Ворлдскиллс Россия Ксения Оруджова обратила особое внимание на пример, приведенный Ольгой Ильиной: «Очень важно, чтобы работодатель принимал участие не только в демонстрационном экзамене, проводимом по итогам обучения, но также присутствовал и, возможно, участвовал в подготовке специалиста. Чтобы работодатель видел не только прозрачность хода обучения, наблюдал конкретные практические занятия, но и мог познакомиться на деле со своими будущими сотрудниками еще до начала совместной работы с ними».
«Программа “Содействие занятости” – значимый и полезный социальный проект, который меняет человеческие судьбы. Она не только дает возможность трудоустроиться наиболее уязвимым группам населения, но и позволяет им заниматься любимым делом, о котором они мечтали всю жизнь», – рассказала об опыте реализации программы в регионе директор Ставропольского многопрофильного колледжа Наталья Кандаурова.
О том, как ведется работа по организации обучения в Бурятии, речь пошла в выступлении Марии Горюновой, руководителя Центра опережающей профессиональной подготовки: «В августе ООО “Улан-Удэстальмост” обратилось к главе республики с просьбой подготовить 600 специалистов, включая токарей, сварщиков и электромонтажников. Мы будем обучать 120 человек, однако набор идет непросто. Мы активно ищем людей, которые захотят обучаться по данным компетенциям: у нас есть вакансии, есть потребность в кадрах и гарантированная зарплата в 50 000 рублей – для нашего региона это хорошая сумма».
В завершение обсуждения директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская отметила, что одной из задач этого года станет проведение итогового форума с целью анализа моделей взаимодействия между сторонами, отвечающими за реализацию программы, и поиска путей для большей эффективности сотрудничества сторон.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”