Военный марафон ГИТИСа откроет спектакль по повести Василя Быкова
Постановкой «Третья ракета» по одноименной повести Василя Быкова на Учебной сцене ГИТИСа стартует проект «По дорогам фронтовых театров», приуроченный к 75-летию Победы. Об этом на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Мастерские одного из старейших театральных вузов в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне отправятся по дорогам фронтовых театров России, где дадут спектакли, связанные с военной тематикой. География проекта масштабна: спектакли будут показаны в Московской, Брянской, Белгородской, Тульской и Курской областях. Проект будет реализован Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) при поддержке Администрации Президента РФ и Минкультуры России.
«Проект «По дорогам фронтовых театров» возник «снизу» — сами студенты просили: «Можно мы что-нибудь сделаем ко Дню Победы?» Так и родились спектакли — сначала «Третья ракета», а потом и «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева», – рассказал Григорий Заславский.
Спектакль «Звездопад», по словам ректора, начал получаться уже на первом курсе мастерской Сергея Яшина, и экзаменом стали сцены из этой постановки.
«Для нас проект «По дорогам фронтовых театров» — невероятно ценный опыт, — признался Григорий Заславский. — Я помню, как много лет назад пожаловался своей тетке, ей тогда было больше ста лет, что мои дети ничего не знают о Великой Отечественной. «А что ты знаешь про Русско-японскую войну?» — спросила она в ответ. «Да, собственно, два эпизода», — отвечаю. «Видишь, Великая Отечественная — не их война». Так вот, работая над этим проектом, мы поняли, что минувшая война им не безразлична. И для нас это очень важно, — подытожил ректор ГИТИСа.
В свою очередь, для режиссера «Третьей ракеты» Николая Лазарева Ясско-Кишиневская наступательная операция 1944-го, которая воплотится на сцене, не просто историческое событие. Ровно пятьдесят лет назад его отец, народный артист РСФСР Евгений Лазарев, чье детство пришлось на военные годы, поставил «Третью ракету» в театре им. Вл. Маяковского. Теперь актеры мастерской его сына расскажут историю заново и по-новому — уже от лица молодого поколения.
«9 мая – святая дата, но важно помнить о подвиге нашего народа не только 9 мая! Студенты ГИТИСа захотели поставить спектакль ко Дню Победы сами. Значит, что они помнят об этом, значит, воспитание в стенах ГИТИСа осуществляется в правильном направлении, – подчеркнул заместитель Министра культуры РФ Павел Степанов. – Также важно, что для постановки берется не только классика, но и произведения фронтовиков.
Василь Быков и Виктор Астафьев сами воевали. Когда речь идет о постановке произведений тех, кто ее видел и пережил, то это добавляет определенного сопереживания тому, что происходит на сцене».
«Проект «По дорогам фронтовых театров» объединит фактически половину регионов Центрального федерального округа. Крайне важно и с эстетической, и с воспитательной точек зрения, что это будут студенческие спектакли. Я уверен, что проект найдет свою аудиторию, его ждет успех», – заявил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Алексей Еремин.
Старт проекта намечен на 5 декабря, день контрнаступления советских войск в битве за Москву. В 19.00 в
Учебном театре ГИТИСа мастерская народного артиста России Николая Лазарева представит свой спектакль «Третья ракета» по одноименной повести белорусского писателя-фронтовика Василя Быкова.
«Когда мы делали спектакль «Третья ракета», у меня были чисто педагогические цели, – рассказал Николай Лазарев. – Мне хотелось вывести учеников на очень высокий эмоциональный градус. Где он содержится? Шекспир, Шиллер еще сложноват для 3-го курса. Я решил попробовать советскую драматургию, мы взяли отрывки разных произведений. Я был поражен, как откликаются молодые люди на материалы о войне. Это гены, это Их война. Когда по стране идет «Бессмертный полк», встает память, встает народ. Тема войны вскрыла все эмоциональные моменты у моих учеников. Это было насколько и страшно, настолько и интересно, мы поняли что у всех нас – своя военная история семьи. Наша сопричастность с войной, – и в генах, и в нашей памяти.
Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации