Включение Science Skills в компетенции Ворлдскиллс повысит статус исследователей и прикладной науки
В рамках деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уфе прошла панельная дискуссия «Science Skills – компетенции исследователя для учащихся вузов».
Привлечение молодежи в науку и исследования, повышение престижа научных профессий, подъем науки сегодня в приоритете научно-технологического развития России. 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Участники дискуссии обсудили, как повышать статусность исследователей, специалистов прикладной науки и в каких форматах встроить Science Skills в соревновательные компетенции Ворлдскиллс.
Модератор сессии, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» (оператор Года науки и технологий) Глеб Федоров отметил, что само понятие Science Skills воспринимается по-разному. Оценивая возможности и суть Science Skills, участники дискуссии поделились своим видением.
«Для меня Science Skills – компонент прикладных исследований, которые могут быть встроены в деятельность новых профессий, в Future Skills. Исследовательская компонента должна быть у будущего ученого, инженера, а может даже и у рядового пользователя - это тренд. Но есть и выделенные профессии, которые непосредственно связаны с производством научных продуктов, сервисов, и, может быть, Science Skills станет отдельной областью чемпионатов, системой подготовки ученых, популяризации науки», – предположил руководитель направления по методологии и работе с органами государственной власти департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Андрей Филиппович.
Участники дискуссии отметили, что Science Skills можно внедрять в различные блоки компетенций Ворлдскиллс. «Future Skills – это наукоемкие компетенции, и нужно добавить исследовательскую компоненту в задания или в процесс тренировок, чтобы развивать и выявлять тех талантливых ребят, которые не просто обладают критическим мышлением, но смогут применять этот навык и превращать в технологию для коммерциализации. Может быть, нужно добавить эту компоненту и на межвузе, чтобы конкурсанты посоревновались в исследовательских навыках», – предложила директор Центра развития компетенций WorldSkills ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» Ирина Анисимова.
Руководитель управления перспективных разработок и ввода новых компетенций АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Александр Трофимов не совсем согласен с идеей коммерциализации Science Skills. «Данные специалисты больше заточены на тематику локальных научно-исследовательских лабораторий, а не на бизнес. Они погружены в науку, они исследователи - это сотрудники КБ, лабораторий, младшие научные сотрудники. Нужно поднимать статусность, поднимать их качество», - сказал он.
Между тем, по мнению директора Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС» Андрея Воронина, Science Skills могут помочь поднять статус исследователей-практиков. При этом он сделал акцент на том, что некорректно в этом ключе говорить об ученых - речь должна идти именно о тех специалистах, которые трудятся «в полях». «На мой взгляд, движение Ворлдскиллс достаточно органично можно дополнить компетенциями, связанными с исследованиями и научным протоколом в различных областях. Это может не только положительно влиять на возможность решения прикладных задач, но и на повышение престижа профессии исследователя. Когда мы говорим о популяризации образа молодого ученого как успешного человека, то это направление эффективно работает, и проекты нашего университета НИТУ “МИСиС” этому хороший пример, -поделился он с аудиторией. - Важно не только привлекать в науку позитивным образом и перспективой, но и давать набор конкретных компетенций, например умения в определении состава, структуры и свойств материалов. Современные университеты - это, скорее, исследовательские центры, чем образовательные организации. Технологизация обучения отдельным этапам исследований, скажем, в материаловедении поможет отрабатывать эти навыки не только у студентов, но и у сотрудников R&D-подразделений компаний».
Часто грань между прикладной и фундаментальной наукой размыта. Между тем Science Skills поможет популяризировать результат работы таких специалистов, потому что обычно это не презентуется, поддержал мысль Андрей Филиппович: «Ворлдскиллс может измерять продукт и результат деятельности. И ребята, которые изобретают инновационные продукты, могут подпадать под идеи Science Skills».
Руководитель отдела научной коммуникации РХТУ имени Менделеева Георгий Шахгильдян отметил, что Science Skills – пространство, в котором могут самореализовываться участники исследовательского процесса. Руководитель направления WSR ГК «Геоскан» Никита Попов подчеркнул, что важно, чтобы на площадке Ворлдскиллс существовал элемент, который соответствует запросу новых тенденций, запросам бизнеса в том числе, и таким элементом может стать Science Skills.
Резюмируя, Глеб Федоров отметил: «Science Skills – поле, в котором есть набор компетенций, которые существуют по горизонтали в университетской линейке Ворлдскиллс Россия. В случае запросов бизнеса это может существовать и в виде дополнительных корпоративных элементов, а по вертикали отдельные компетенции Science Skills можно и нужно инкорпорировать в существующие линейки от юниорского движения до "Навыков мудрых"».
«Важен переход от эксплуатации к разработке, от использования продукта к его созданию, - считает Андрей Филиппович. – Ставить ли на входе задачу или проблему? Если на входе проблема, как, например, на хакатоне, то меняется характер деятельности. Как пути развития компетенций мы можем добавлять еще и этот принцип смены задачи на проблему».
По мнению Александра Трофимова, компетенции Ворлдскиллс живые, они изменяются, расширяются, и формат того, как встроятся Science Skills в реалии, может быть разным: или компетенция для ученых, или встраивание в уже готовые компетенции, или создание блока отдельных компетенций. Стоит также усилить направление вузовских чемпионатов исследовательской позицией для развития этих компетенций, а также сделать Science Skills отдельным набором компетенций, поскольку совмещение может замедлить развитие Science Skills, полагает Александр Трофимов.
Ирина Анисимова предложила внедрить Science Skills в межвузовское движение Ворлдскиллс Россия, в корпоративные линейки и в Hi-Tech, поскольку виден мощный запрос на Science Skills от индустрии. Андрей Филиппович видит первый шаг для развития Science Skills во внедрении сквозных технологий в профессии. Андрей Воронин считает, что пора начать с практических шагов: «Мы предлагаем сделать пилотный проект по паре компетенций и посмотреть, как это работает. Однако в таком случае используется очень дорогостоящее оборудование. Нужна помощь партнеров, которые готовы предоставить оборудование. Заодно партнер увидит, как на его оборудовании работают специалисты, которые могут стать его будущими сотрудниками».
Георгий Шахгильдян подтвердил, что проект апробации уже подготовлен, например по компетенции «Рентгенофазовый анализ»: «Нужны методологи от Ворлдскиллс Россия, чтобы оценить, как это ложится на рамку Ворлдскиллс».
Science Skills имеет большую важность для развития и науки, и индустрии, подытожила Ирина Анисимова: «Мы слышим запрос индустрии на новые технологии и рынка труда на исследовательскую элиту, мы слышим ученых, которым необходимо развивать свои коллективы с помощью молодых специалистов. Все это будет работать на одну большую задачу - формирование престижа России и решения вопроса массовой подготовки исследователей».
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”