«Весь мир может быть вдохновением»: Ирина Зартайская ответила на вопросы читателей и выбрала победителей акции

11 мая 2023г.

5 лучших вопросов читателей: о вдохновении, фантазиях и рецептах от грусти Читатели (Ч.): Дорогая Ирина, расскажите, пожалуйста, историю возникновения забавных имён ваших главных героев Пряника и Вареника.

Ирина Зартайская (И.З.): Пряником и Вареником хотела назвать своих питомцев моя лучшая подруга. Но каждый раз кто-то в её семье был против. То родители считали такие имена несерьезными, то муж. Вот я и решила осуществить мечту подруги таким образом, назвав героев своей книги теми именами, которыми она так и не смогла назвать своих домашних любимцев!

Ч.: Ирина, спасибо за книги! Ребёнок пробовал проверить на родителях ваши рецепты от грусти, а ещё начал придумывать и применять свои, приходилось даже специально изображать грусть. И вот он спросил: «А когда загрущу я, как родители сделают меня весёлым?» — и попросил у автора ещё подсказок, как справиться с грустью с помощью снега, дождя и льда.

И.З.: Как приятно и как здорово слышать, что ребёнок так активно отреагировал на истории! Передайте, пожалуйста, ему от меня большой привет! Уверена, если он вдруг загрустит, родители найдут, чем его развлечь!

На снегу можно вытаптывать узоры, можно падать в снег спиной и «рисовать» руками снежного ангела, можно лепить маленького снеговика, нести его домой и поселять у себя в морозилке!

Когда идёт дождь, можно стоять под зонтиком, слушать, как капли отбивают по нему свою мелодию, и подпевать, а можно вместо зонтика прикрываться кастрюлей или тазиком. А ещё можно смотреть в лужи и представлять, что ты ходишь вверх ногами в том, водном мире.

На льдинки можно тихонько наступать и прислушиваться, как они хрустят, ломаясь. А можно смотреть сквозь лёд на солнце или на вещи вокруг и угадывать, что это. Вообще, много чего можно придумать! Главное — включить фантазию! И не унывать, ведь в конце концов все будет хорошо!

Ч.: Скажите, пожалуйста, Ирина, что является источником вдохновения для написания ваших книг?

И.З.: Весь мир может быть вдохновением, ведь в нём столько всего удивительного! Главное — не закрываться от него, а, наоборот, распахнуть объятья, смотреть вокруг и начать замечать прекрасное в мелочах.

Ч.: Если кто-то загрустил, можно ли помочь человеку, пофантазировав? Как часто нужно фантазировать вместе детям и взрослым?

И.З.: Мне кажется, с детьми обязательно нужно фантазировать! Это развивает воображение, помогает отвлечься от грустных мыслей не только ребенку, но и взрослому! Но и переусердствовать не стоит. Ведь если всегда жить в мире фантазий, то можно совершенно «потеряться» в реальной жизни… Так что в фантазировании, как и все всём, нужен баланс и чувство меры.

Ч.: Какая ситуация в вашей жизни послужила основой для названия книги? (речь о произведении «Если кто-то в семье загрустил…» — прим. ред.)

И.З.: Конечно, ситуации, схожие с теми, что в книге, были у меня в жизни. И папа грустил, и мама. Но не это стало поводом к её написанию. Идею мне подала редактор издательства — Милана (Кузьмина — прим. ред.). Это была её задумка — что-то вроде руководства к действию, «если кто-то в семье загрустил». Так это в названии и оставили! А я всего лишь вспомнила те игры, которые делали счастливыми моего сына и меня.

Авторы всех этих вопросов получат в подарок книги издательства «Просвещение», а также сувенирную продукцию.

О детстве, семье и космических путешествиях правнуков Ч.: Ирина, скажите, пожалуйста, какое совместное занятие или игра с родителями были ваши самые любимые?

И.З.: Я очень любила играть в слова: и устно, и на бумаге, и в скраббл. А ещё — в «балду»: это такая игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, добавляемых определённым образом на квадратное игровое поле. А ещё мы с папой играли в солдатиков и устраивали с маленькими игрушечными мишками целые путешествия по квартире. Папа специально для этой игры рисовал карту «Москва-Пекин». Было здорово!

Ч.: Какую из своих книг вы бы дали своему правнуку в долгое космическое путешествие?

И.З.: Ого! Правнуку?! Я и про завтрашний день стараюсь не думать — не умею планировать заранее, а тут… Но мне кажется, что я бы не стала навязывать своё мнение и предложила бы ему выбрать самому!

Ч.: Ирина, а какая эмоция в вашем детстве была самая сильная?

И.З.: Честно говоря, я вряд ли смогу выделить сейчас какую-то одну самую сильную эмоцию моего детства. Но мне кажется, что у детей все эмоции сильные. Если радуются — то на полную катушку, если плачут — то горючими слезами!

Ч.: Мы с дочкой очень любим ваши книги. Растём вместе с Пряником и Вареником. В группе детского сада, куда ходит дочь, Енотик — любимый герой. У нас есть все книги серии. Нам интересно, включаете ли вы в них сюжеты из своей жизни?

И.З.: Мне очень приятно слышать, что моё творчество нравится вам и вашей дочке! Спасибо большое за такие тёплые слова! Конечно, я так или иначе описываю какие-то события из собственной жизни. Иногда это бывает неосознанно, и уже потом, перечитывая, я понимаю, что всё это было со мной.

Так, в книге «Если кто-то в семье загрустил», я включала в антигрустные занятия те, которые использовала в общении со своим сыном. Игру с фонариком мы с ним придумали, когда ему было лет пять. Мы её очень любили!

Иногда я намеренно пишу о том, что было со мной. Например, книга «Все бабушки умеют летать» — это про меня и мою бабушку. А в книге «Я не люблю Новый год» главная героиня получает подарки, которые получила когда-то я, и реагирует на них совершенно так же.

О взаимоотношениях детей и взрослых Ч.: Как помочь ребёнку, если он не слышит родителей и старается делать по-своему, не признавая ничьи аргументы?

И.З.: К сожалению, я не психолог и сама, как мама тринадцатилетнего мальчика, зачастую задаюсь тем же вопросом и не нахожу ответа. Но мне кажется, нам, как родителям, нужно стараться сохранять спокойствие и вспоминать себя в их возрасте. Ведь и мы когда-то впервые начинали перечить родителям и идти против их воли, учась таким образом отстаивать свою точку зрения.

В этой ситуации, как мне кажется, важно только одно: чтобы ребенок понимал, что он всё-таки ещё ребёнок, поэтому, даже отстаивая своё мнение, он должен уважать мнение старших и учиться сдерживать свои эмоции. А мы, как взрослые, должны своим примером показывать, как это делать. Хотя, признаюсь, порой это очень трудно!

Ч.: Я рассказываю дочке о детях из детдома. Мы интересуемся ими, пытаемся помочь при возможности. Дочка очень жалеет, хочет всех забрать к себе. Бабушка без меня ей рассказала историю, в которой женщина взяла ребёнка, а он хотел её убить. Что посоветуете сказать, чтобы у ребёнка не было страха?

И.З.: Я не психолог и не могу ответить с профессиональной точки зрения. Но мне кажется, что ребёнку нужно просто сказать о том, что в мире всегда есть что-то хорошее и что-то плохое. Так уж он устроен. Главное — самим делать добрые дела (чем вы и занимаетесь), Вселенная такова, что хорошие поступки всегда вознаграждаются. Чем больше ты делаешь добра, тем больше получаешь в ответ.

А вот с кем точно нужно поговорить, так это с бабушкой, и объяснить, что дети воспринимают всё очень близко к сердцу и что не нужно запугивать ребёнка жуткими историями. А если она отчего-то против ваших благих намерений, то пусть она говорит об этом с вами, а не с ребёнком.

Ч.: Как взрослому преодолеть обиду на ребёнка? Ведь и такое бывает.

И.З.: Трудно отвечать на такие вопросы, когда ты не психолог. Но мне кажется, любой взрослый, обидевшись на ребенка, очень быстро понимает, что это всего лишь эмоции, и идёт на перемирие. Нужно стараться всегда помнить, что мы тоже когда-то были детьми. Почти все ситуации, с которыми мы сталкиваемся с нашими детьми, мы уже переживали, будучи на их месте. Вспомните, что порой дети не понимают, что творят. Так же, впрочем, как и мы с вами!

О любви, дружбе и радости Ч.: А если загрустили не в семье, а твой самый лучший в мире друг, поможет ли эта книга поднять ему настроение?

И.З.: Мне кажется, вашему лучшему другу можете очень здорово помочь вы — его лучший друг! А уж что вы для этого используете: музыку, танцы, книги или попкорн — это на ваше усмотрение!

Ч.: Если никого не любишь, так можно?

И.З.: Можно думать, что ты никого не любишь, а вот можно ли на самом никого не любить — это уже другой вопрос. Мне кажется, человек всегда кого-то любит. Просто иногда не признаётся в этом даже самому себе.

Ч.: Несколько слов благодарности автору. Интересно и полезно и детям, и взрослым.

И.З.: Спасибо большое! Для меня большая радость читать такие отзывы! То, что я могу как-то помочь своим читателям или вызвать их улыбку, — это то, ради чего я пишу свои истории!

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»