В Ворлдскиллс Россия назвали 5 наиболее популярных блоков компетенций для проведения демонстрационного экзамена в 2021 году

24 мая 2022г.

В 2021 году наибольшее количество человек сдали демонстрационный экзамен по компетенциям из сферы услуг – 82 637 человек. По остальным блокам компетенций число прошедших это испытание распределилось следующим образом: в блоке «Строительство и строительные технологии» демэкзамен сдали 26 433 человека, в блоке «Транспорт и логистика» – 25 055 человек. Далее по количеству сдавших дэмэкзамен идут блоки «Производство и инженерные технологии» и «Информационные и коммуникационные технологии». По ним через процедуру демонстрационного экзамена прошли 21 725 и 19 359 обучающихся соответственно.

Всего в 2021 году демонстрационный экзамен сдали 200 248 человек из 2636 образовательных организаций всех 85 субъектов Российской Федерации по 172 компетенциям.

Впервые демонстрационный экзамен по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия был проведен в 2017 году среди обучающихся и выпускников по программам среднего образования. За 5 лет развития проекта АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» обеспечило внедрение демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования России и широкое его применение в образовательной среде. Это стало большим шагом в развитии практико-ориентированного обучения в нашей стране и нивелировании разрыва между выпускаемыми специалистами и конкретными рабочими местами.

По мнению заместителя генерального директора АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Олега Базера, на сегодняшний день демонстрационный экзамен по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия – это единственный объективный и универсальный инструмент оценивания профессиональных навыков, который применяется в РФ: «Другой такой системы оценки, пожалуй, нет не только в России, но и в мире. Агентство Ворлдскиллс Россия было первым, кто в принципе предложил такую методику. Кстати, демэкзамен применяется для оценки навыков не только учащихся и выпускников колледжей и вузов, но и действующих специалистов предприятий. И, как показывает время, эта идея стала весьма успешной и получила признание многих отечественных работодателей. Так, по результатам нашего совместного с “Ромир” исследования, 68 процентов из 600 опрошенных представителей компаний считают, что прохождение такой процедуры, как демонстрационный экзамен по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия,очень важно для их бизнеса».

Интерес бизнеса к демонстрационному экзамену наглядно иллюстрирует количество компаний, которые приняли в нем участие в прошлом году.
«По итогам 2021 года у нас более 8300 компаний по 85 субъектам РФ приняли участие в демонстрационном экзамене. При этом 45 процентов экспертов, которые непосредственно оценивали выполнение заданий, были представителями работодателей. В данном контексте Агентство Ворлдскиллс Россия выступает своего рода интегратором между образованием и бизнесом. К нам постоянно поступают запросы от компаний, особенно от госкорпораций, на предмет сотрудничества с образовательными учреждениями, которые обучают по тем или иным профессиям и проводят демонстрационный экзамен. И мы со своей стороны с помощью демэкзамена помогаем бизнесу не только решить ситуативную кадровую задачу, но и наладить процесс регулярной подготовки востребованных для них специалистов», – рассказывает директор Департамента оценки компетенций и квалификаций АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Данил Уфимцев.

Для работодателя демонстрационный экзамен – эффективный инструмент отбора и определения мотивации потенциального работника. Ведь по результатам демэкзамена работодатель легко может увидеть информацию обо всех навыках и умениях работника. Об этом свидетельствуют отзывы многочисленных компаний, которые сотрудничают с Агентством Ворлдскиллс Россия в этом направлении.

«Для наших сотрудников участие в демэкзамене –уникальная возможность со студенческой скамьи отсматривать и отбирать сотрудников, которые станут частью их команды. Демонстрационный экзамен – это своего рода гарантия того, что выпускник техникума, с которым мы сотрудничаем, не просто выпускник, а молодой специалист, имеющий практический опыт и отработанные навыки, – отмечает руководитель учебного центра группы компаний «Зеленая долина» Екатерина Юдина.– Кроме того, демэкзамен дает нам возможность увидеть действительно вовлеченных ребят, которые хотят быть в профессии и добиваться результатов в нашей профессии. Демонстрационный экзамен – очень гибкий инструмент, который можно настроить под нужды компании. Например, уже со следующего года мы сможем сами дополнять и корректировать задания, чтобы они полностью, а не на 80 процентов, как сейчас, соответствовали реалиям нашего бизнеса».

Согласен с коллегой и генеральный директор компании «Аяк – регионы» Алексей Кравченко, который также считает, что несомненная польза от демэкзамена заключается в том, что он мотивирует молодых специалистов оставаться в отрасли: «Демонстрационный экзамен помогает глубокому погружению в профессию: человек, который его сдал, понимает, какие навыки у него есть и что они подтверждены в скиллс-паспорте. Это обеспечивает ощущение себя полноценным профессионалом, специалистом, и риски ухода из профессии значительно снижаются».

С точки зрения Алексея Кравченко, инструмент демонстрационного экзамена можно применять не только в работе со студентами, но и для переобучения действующих специалистов компании, которые давно в отрасли: «Несмотря на большой опыт, им часто не хватает базовых навыков, знания базовых методик, умения правильно организовать свою работу – всего того, что студенты получают на учебной скамье и в рамках подготовки в демэкзамену. Эту базу мы даем на курсах повышения квалификации в Центре подготовки климатехников».

По мнению заместителя генерального директора АНО «Корпоративная академия Госкорпорации «Росатом», директор Блока инженерных компетенций Алексей Пономаренко, демонстрационный экзамен – это отличная возможность найти человека на конкретный участок работ: «Когда мы видим, что человек очень хорошо выполняет какой-то тип сварочного шва,мы сразу понимаем, в какой именно компании из отрасли мы можем предложить ему работу. То есть тем самым получается, что нам не всегда нужен чемпион. Мы, скорее, пытаемся выявить и найти возможности применения преимуществ всех учащихся и предлагаем им альтернативные карьерные траектории и различные зоны работы».

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”