В России обучается свыше 87,7 тыс. аспирантов
Молодых ученых с праздником поздравили заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Как отметил Дмитрий Чернышенко, 2021 год, объявленный Президентом Владимиром Путиным Годом науки и технологий, изменил отношение общества к ученым, образ исследователя стал более современным и привлекательным для молодых ребят.
«Мы видим, что все больше молодых людей связывают свою жизнь с наукой. В российских университетах и научно-исследовательских институтах обучается свыше 87,7 тыс. аспирантов. Это почти на 3,5 тыс. больше, чем в предыдущем году. Правительство уделяет большое внимание вопросам поддержки. В прошлом году средства на свои фундаментальные научные исследования получили более 1,6 тыс. аспирантов, было поддержано 920 проектов. Также мы проводим работу по увеличению числа бюджетных мест. В этом году по направлениям аспирантуры планируется принять 17,5 тыс. человек. Это на тысячу больше, чем в 2021 году. Сейчас продолжается работа над актуализацией мер поддержки. По поручению Президента Владимира Путина будут созданы единые механизмы поощрения аспирантов, которые серьезно занимаются наукой и показывают результаты, работают в интересах регионов», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер отметил, что наиболее востребованными специальностями среди аспирантов являются «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки», а также «Биологические науки».
«Я поздравляю всех, кто сейчас стоит в самом начале исследовательского пути. Желаю вам и дальше не сходить с него. Правительство приложит все усилия, чтобы сделать науку более привлекательной для молодых и энергичных кадров», — добавил вице-премьер
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, поздравляя молодых ученых с праздником, отметил, что аспирантура предоставляет возможность не только сделать первые шаги в исследовательской деятельности, но и поработать над собственными проектами, стать частью научного коллектива и получить первый опыт преподавания и наставничества.
«Сегодня нам нужны молодые, талантливые и амбициозные ребята, которые будут смело идти к новому и расширять границы изученного. Мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в аспирантуре, чтобы предоставить большему числу студентов доступ к продолжению исследовательской деятельности. Всем аспирантам хочу пожелать научных свершений и упорства в достижении поставленных целей», — сказал Валерий Фальков.
Руководители российских вузов и научно-исследовательских организаций также обращают внимание на рост привлекательности аспирантуры за последние годы. Например, Уральский федеральный университет (УрФУ) в 2021 году принял по программам аспирантуры 322 человека — это на 10% больше, чем в 2019 году. При этом, по словам ректора УрФУ Виктора Кокшарова, аспирантуру в их вузе выбирают и выпускники многих других российских университетов: в прошлом году доля таких аспирантов составила 35%.
«Наш вуз реализует проект целевой аспирантуры для сотрудников. Мы заключаем договор между университетом, аспирантом и научным руководителем. Участники программы защищают диссертацию и продолжают работать в вузе на педагогической или научной должности, а УрФУ выплачивает надбавку к зарплате, обеспечивает научные командировки и вознаграждения при защите диссертации. Кроме того, УрФУ успешно реализует инициативу выделения грантов на обучение в аспирантуре талантливым выпускникам вузов России и мира, поступающим на контрактной основе», — говорит Виктор Кокшаров.
Руководитель программы развития, первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова отмечает, что около трети поступивших в аспирантуру в их вуз — выпускники других образовательных учреждений, которые продолжили свои исследования в научных коллективах ИТМО и там же планируют защищать диссертации.
«Это выпускники со всей страны от Дальнего Востока до Калининграда. Они узнают о наших научных исследованиях и школах еще у себя в университетах во время участия в научных конференциях и симпозиумах, публикуясь по схожим темам. Создание таких академических связей — это тоже важная задача образования», — утверждает Дарья Козлова.
Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Кудж отмечает, что из года в год увеличивается как количество абитуриентов, подающих заявление, так и количество зачисленных на первый курс (в последние годы по некоторым направлениям подготовки конкурс возрос с 1,5 до 4 человек на место).
«В первую очередь это связано с увеличением количества выделяемых бюджетных мест: если 5 лет назад места выделялись только по техническим и химическим наукам, сейчас места выделяются также по педагогике, искусствоведению. Увеличивается набор аспирантов, обучающихся на платной основе, не прошедших по конкурсу на бюджет», — говорит он.
По словам ректора Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) Елены Загайновой, в Университете Лобачевского за последние годы возрасло количество аспирантов, специализирующихся в области естественных наук.
«Это связано, во-первых, с повышенным вниманием государства к подготовке кадров высшей квалификации в точных, естественных и технических науках и, как следствие, увеличением числа бюджетных мест по данным направлениям, а во-вторых, с тем, что Университет Лобачевского создает благоприятные условия для молодежи. Основной фактор — это привлечение аспирантов к финансируемым научно-исследовательским проектам», — говорит Елена Загайнова.
В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) количество бюджетных мест за последние пять лет выросло в 11 раз: если еще в 2017–2020 годах эта цифра составляла 5–6, то в 2021 году она выросла до 43, а контрольные цифры приема на 2023 год уже достигли 65.
Рассказывая о росте привлекательности аспирантуры, ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов упомянул изменения в законе об образовании, вступившие в силу в сентябре 2021 года.
«На мой взгляд, изменения позволят организовать аспирантуру в каждой отдельно взятой образовательной или научной организации под ее запросы и требования. В конечном итоге будет удобно и аспирантам, и их руководителям, которые смогут уделять больше времени именно науке. Для нашего вуза это хорошая возможность организовать как научную, так и научно-педагогическую аспирантуру», — подчеркивает ректор КГЭУ.
По мнению директора Института молекулярной биологии РАН Софии Георгиевой, огромное влияние на желание молодежи продолжать карьеру ученого оказал Год науки и технологий.
«Мы уверены, что количество желающих поступить в аспирантуру будет только увеличиваться. В 2020 году к нам поступило девять аспирантов, в 2021 — десять. Реальное же количество ребят, которые готовят в нашем институте диссертации, намного больше. Некоторые абитуриенты, особенно из ведущих вузов, в процессе поступления в аспирантуру переориентируются на соискательство, чтобы больше времени работать в лаборатории и меньше сил тратить на образовательные программы. Но с возвращением научной аспирантуры, скорее всего, эта практика останется в прошлом», — рассказывает София Георгиева.
Директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Вадим Степанов отмечает, что все больше молодых людей еще в школьные годы делают осознанный выбор своей научной траектории, выбирают интересующее направление и уже заранее ищут возможности для продолжения своего образования.
«На этапе учебы в вузе многие приходят к нам на практику, знакомятся с научными направлениями, с работой наших лабораторий и затем поступают к нам в аспирантуру, где под руководством ведущих ученых центра присоединяются к серьезным научным исследованиям», — отметил он.
Перспективы учебы в аспирантуре видят для себя и молодые ученые. Учащийся Тюменского государственного университета (ТюмГУ), победитель всероссийского открытого конкурса стипендий Президента РФ для обучения за рубежом, стипендиат Президента и Правительства России, обладатель гранта Российского фонда фундаментальных исследований Юрий Денисенко говорит, что аспирантура стала для него мощным трамплином.
«Без аспирантуры спустя четыре года я бы не имел текст диссертации и несколько статей, никакого научного обмена. Без поддержки государства, университета и различных фондов все это практически невозможно. В рамках аспирантуры я всегда получал хорошую стипендию, два раза стажировался в одном из самых крутых химических институтов Германии, получал грантовую поддержку. Все это позволило мне сделать свое исследование разноплановым и интересным, в котором заинтересован не только я, но мировое научное общество», — поделился аспирант четвертого года обучения.
Напомним, что в декабре на Конгрессе молодых ученых была представлена дорожная карта по совершенствованию мер поддержки молодых исследователей. Документ учитывает задачи национального проекта «Наука и университеты», государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ», проекта плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации