Университет Future Skills даст толчок росту экономики и инновационному развитию страны
В 2021 году Министерством науки и высшего образования РФ при поддержке АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» был запущен проект «Университет Future Skills». Его задача – разработать инструментарий для внедрения компетенций Future Skills в образовательный процесс высших учебных заведений. В рамках деловой программы Финала V Национального Межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» участники сессии «Университет Future Skills – презентация результатов проекта» поделились результатами работы. Модератором сессии стала Екатерина Лошкарева, заместитель генерального директора Ворлдскиллс Россия по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций, член совета директоров WorldSkills International.
В проекте сейчас задействовано 5 вузов. Это Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Севастопольский государственный университет, Южный федеральный университет и Дальневосточный государственный университет. «Это 5 вузов-смельчаков, которые выбрали для себя нестандартный ход. Традиционно считается, что новое идет от науки, от магистратуры. А это противоположный ход - от практики, мы модернизируем бакалавриат», – заметила соведущая сессии, директор Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» Марина Липецкая.
Говоря о важности проекта, генеральный директор Ворлдскиллс Россия Роберт Уразов напомнил, что направление Future Skills появилось в движении Ворлдскиллс с 2014 года: «Мы брали недостающий современный навык и ускоряли его внедрение. Мы стараемся смотреть на шаг вперед. Мы делаем чемпионаты не просто для того, чтобы продемонстрировать компетенцию, но и чтобы описать практику, создать экспертное сообщество, запустить образовательный контент». В этом году уже 1500 студентов попробуют свои силы в Университете Future Skills. «Задача – чтобы каждый россиянин, и не только, мог получить навыки лучших университетов в любой точке страны, в любом университете. Важно, чтобы наша идея мотивировала людей к развитию, чем в том числе являются и описания новых навыков, которые помогают быть успешными. Будем стараться делать так, чтобы движение было массовым, вошло в каждый университет», - подчеркнул Роберт Уразов.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) выступил своего рода образующим центром, лидером проекта. «Это масштабный проект по внедрению Future Skills в образовательную систему. Мы надеемся увидеть уже в конце семестра и учебного года некие результаты. Сегодня компетенции Future Skills, а их появилось уже 42 за 4 года, становятся профилем инновационной экономики», – отметила ректор ГУАП Юлия Антохина. Реализация проекта началась с сентября 2021 года, он рассчитан на три года. Основная цель – предложить масштабные инновационные преобразования в высшем образовании, чтобы дать толчок росту экономики и инновационному развитию страны, сказала Юлия Антохина. Сейчас идет модернизация методик подготовки кадров уровня бакалавриата, в сжатые сроки удалось внедрить компетенции Future Skills в учебный процесс. Из 42 компетенций Future Skills в проект вошли 25 высокотехнологичных компетенций, 11 из них разрабатываются силами ГУАП, остальные распределены среди 4 вузов.
«Результатами проекта должны стать обновления образовательных программ и реальное внедрение практико-ориентированной подготовки, кардинальная переподготовка педагогического состава, создание международной инновационной площадки по разработкам и исследованиям, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда», – отметила Юлия Антохина.
Важным также является выход на международный уровень, в том числе организационная и коммуникационная подготовка вузов к участию в EuroSkills, который состоится в Санкт-Петербурге в 2023 году. Запланировано международное сотрудничество с мировыми университетами, что важно для трансляции российского образования на международной арене, подчеркнула она.
Об опыте участия Южного федерального университета в проекте рассказал директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Геннадий Веселов: «Мы поставили задачу посмотреть, как внедрить технологии Ворлдскиллс в образовательный процесс. Это позволило иначе взглянуть на задачу выстраивания и своего материально-технического обеспечения, и образовательного процесса, и взаимодействия с партнерами так, чтобы внедрить в программы компетенции Ворлскиллс как в обязательной, так и в вариативной части. Мы создали полигоны с компаниями-партнерами, где теперь проходит обучение студентов, там же проводим демонстрационные экзамены и чемпионаты». В частности, ЮФУ полностью погрузился в компетенцию «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий», продвигая ее в России и за рубежом. В рамках Университета Future Skills ЮФУ внедрил обучение в 6 образовательных программ по таким компетенциям, как «Разработка мобильных приложений», «Кибербезопасность», «Цифровые возможности для бизнеса», «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий». Сейчас ЮФУ уже предлагает другим вузам и колледжам обучение методике внедрения компетенций Ворлдскиллс в образовательный процесс.
Севастопольский государственный университет также имеет опыт внедрения в образовательный процесс технологий Ворлскиллс, в 2018 году по 12 направлениям обучения здесь уже внедрили компетенции Ворлдскиллс и увидели, что растет как количество обучающихся по ним, так и уровень сдающих. В рамках проекта «Университет Future Skills» вуз получил задачу внедрить в образовательную программу компетенцию Future Skills «Управление жизненным циклом». «Эта компетенция универсальна, объединяет в себе несовместимые, казалось бы, направления обучения – экономисты и технари, – рассказал руководитель движения WorldSkills в Севастопольском государственном университете Михаил Майстришин. – Обучающимся нужно разработать инновационный продукт, команда должна обладать широким спектром знаний и навыков. Нужно было создать блок, который бы объединял общую деятельность разных направлений обучения. Появились общие дисциплины, чтобы команды могли говорить на одном языке». Чтобы внедрить компетенции Future Skills в учебный процесс, в вузе запустили обучение по новому шаблону: в нем есть фундаментальный модуль, общепрофессиональный модуль, модуль soft-skills, модуль базовой компетенции Ворлдскиллс, элективный модуль дополнительной компетенции Ворлдскиллс и проектная деятельность.
В Дальневосточном федеральном университете, который известен своими сильными программами по работотехнике, реализуется 8 компетенций Future Skills. Самостоятельно вуз реализует компетенцию «Эксплуатация сервисных роботов», по ней обучается 50 студентов, компетенция «Разработка мобильных приложений» внедряется совместно с ЮФУ, компетенция «Технологии виртуальной и дополненной реальности» – с ГУАП. Как рассказала и. о. директора департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ Анастасия Макарова, у вуза была своя сложность: разработка мобильных приложений не ложилась на программы университета, поэтому в процесс обучения были добавлены факультативы, внесены изменения в учебные планы. «В результате повысилась вовлеченность студентов в образовательный процесс. Идет большая закупка оборудования для оснащения классов Ворлдскиллс. Пока в университете нет центров компетенций, планируем аккредитовать их в следующем году. Многие студенты хотят войти в проект, и в следующем году увеличим количество рабочих мест», - отметила Анастасия Макарова.
Университет разработал рекомендации для других вузов для включения в проект «Университет Future Skills». Вуз планирует взять кураторство над вузами-партнерами, которые захотят войти в проект в следующем году.
«Для нас подготовка была не новой – новой была массовость и создание методических пособий, – рассказал руководитель Центра компетенций WorldSkills НИЯУ МИФИ Алексей Грехов. – Важно, что этот инструментарий останется со студентами навсегда и они смогут использовать его в быстро меняющихся условиях. Продукты и технологии меняются очень быстро, мы не успеваем за рынком. Поэтому важны инженерные дисциплины, где большую часть составляет работа с оборудованием». В рамках проектной практики студенты выбирали одно из направлений. Три компетенции встроены в текущие дисциплины – это «Квантовые технологии», «Летающая робототехника» и «Аддитивное производство». «Мы взяли гарвардскую технологию, когда студент получает некое задание, описанные варианты решения, затем идет групповая работа, они сами готовятся и потом участвуют в оценке работы своей и коллег по стандартам Ворлдскиллс. Это мы использовали по компетенциям “Цифровая трансформация”, “Кибербезопасность”», - добавил Алексей Грехов.
«Future Skills всегда будет проектом в стиле “ракета летит и сама себя достраивает”. Но надо работать на опережение. Нужно также обновлять подачу общих дисциплин», - отметила Екатерина Лошкарева.
Подводя итоги дискуссии, Марина Липецкая отметила, что вузы предприняли много продуктивных шагов для реализации проекта: «Производственная среда становится все сложнее, количество нестандартных внештатных ситуаций будет расти, нам надо разворачивать Future Skills как командные дисциплины, как это делают в МИФИ, Peer-2-Peer - хороший инструмент сложения команды». Второй вывод – нужны Future Skills нового поколения, а между вузами нужно распределить, где какие навыки будут собираться.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”