Ученые России и Кыргызстана исследуют исчезающие ледники
Во время экспедиции на ледники Внутреннего Тянь-Шаня ученые впервые построили высокоточные цифровые модели рельефа плосковершинного ледника Григорьева, долинных ледников Давыдова, Борду и Сары-Тор.
Помимо этого, они выполнили подробное радиозондирование толщи ледника Григорьева для построения в дальнейшем детальной цифровой карты толщины льда. Работы выполнялись на основе съемок с квадрокоптера в диапазоне высот 3700-4600 м над уровнем моря, зачастую в сложных погодных условиях.
Главный научный сотрудник лаборатории геоэкологии и природных процессов Субтропического научного центра РАН доктор физико-математических наук Олег Рыбак отметил, что интерес к региону объясняется тем, что горные ледники Тянь-Шаня представляют собой важнейший источник пресной воды для населения и экономики ряда стран. Постепенное сокращение масштабов оледенения вызывает естественную озабоченность далеко за пределами Центральной Азии.
«Исследование и прогноз состояния оледенения рассматриваются в качестве ключевой задачи не только науки, но и геополитики. Кроме того, ледники Давыдова, Борду и Сары-Тор находятся на территории концессии золотодобывающего рудника Кумтор, главного бюджетообразующего предприятия Кыргызстана, и мониторинг изменения этих ледников позволяет определить степень влияния на них горнорудных работ.
В частности, главный карьер месторождения расположен на месте языковой части ледника Давыдова, и фактически частичное уничтожение этого ледника является беспрецедентным случаем в мировой практике», ― рассказал Олег Рыбак.
Перед учеными поставлена задача разработать прогноз естественного восстановления ледника вслед за прекращением добычи золота после 2023 года.
В состав группы вошли ученые из Субтропического научного центра и Института водных проблем РАН, географического факультета МГУ, Свободного университета Брюсселя (VUB) и Тянь-Шанского высокогорного научного центра при Институте водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской Республики.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации