Учебник настоящего: о возможностях и функциях школьной литературы рассказали в Санкт-Петербурге

14 декабря 2021г.

В стремительно меняющемся мире невозможно оставаться статичным — и в первую очередь это касается образовательного пространства. На конференции методисты и заслуженные специалисты сферы образования выявили педагогические проблемы современного учебника и предложили решения — для школ, педагогов и самих ребят.

В приветственном слове президент ГК «Просвещение» Михаил Кожевников подчеркнул: в образовательном процессе важнее учебника — педагог, который сможет передать знания ребенку.

«Про учебники порой говорят, что они чего-то не отражают, в них чего-то не хватает — так было и будет всегда. Учебник — это очень практичный инструмент, его задача — передать детям структурированные и верифицированные знания. Вопрос лишь в том, в чьих руках он окажется. Цифровой бумажный, гибридный — он может быть каким угодно. Его форма во многом зависит именно от того, как учитель будет преподносить его ученику», — прокомментировал Михаил Юрьевич Кожевников, президент ГК «Просвещение».

Генеральный директор АНПО «Школьная лига» Антон Алексеев поделился своими взглядами на то, какой учебник необходим педагогическому сообществу сегодня и подчеркнул, что конференция наверняка поможет экспертам выстроить единое мнение на этот счет.

Сегодня, в эру цифровизации, мы все чаще задаемся вопросом, нужны ли вообще учебники? Может быть, нужен единый, стандартный учебник по каждому предмету? Или наоборот — важно соблюсти многообразие и предоставить профессионалам самим решать, по какому из них преподавать. Уверен, что в рамках конференции нам удастся задать дискуссию, которая станет пищей для новых идей и решений«, — поделился мнением Антон Игоревич Алексеев, генеральный директор АНПО «Школьная лига»

На пленарном заседании директор института педагогики СПбГУ Елена Казакова рассказала о том, как важно, чтобы современный учебник был интерактивным, мультимедийным, геймифицированным. Эксперт уверена: если не встраивать игру в образование, то игра все равно будет существовать — но уже автономно, а потому станет деструктивно влиять на образовательный процесс.

«Учебник можно рассматривать как своего рода органайзер, который помогает ученику выстроить свой образовательный маршрут, поставить перед собой цели, организовать совместную деятельность.

Учебник — это еще и держатель картины мира. Часто учителя видят, что события, которые происходят на конкретном уроке, не встраиваются в научную картину мира ученика. Печатная учебная книга всегда может исполнять эту функцию — замыкать деятельность ребенка в его же кругозоре, адаптировать информацию на уроке под его же восприятие», — заметила Елена Ивановна Казакова.

Вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение» Виктория Копылова заметила: современный учебник — в первую очередь, инструмент, который отличают три основных критерия: он удобен учителю и позволяет ему реализовать свою педагогическую идею наряду со стандартами; он интересен и понятен ученику, являясь опорным материалом для его познавательной деятельности и самостоятельных открытий; наконец, он содержит полностью верифицированный материал.

Виктория Копылова представила флагманские сервисы «Просвещения», созданные в помощь педагогам, директору школы, ученикам и родителям.

«В большой вселенной цифровых проектов „Просвещения“ есть онлайн-курсы повышения квалификации для педагогов, всегд полезные социальные сети с актуальным контентом, цифровые учебные материалы для отработки в группе и с педагогом, виртуальные тренажеры и лаборатории, презентации, программы тестирования и персональное портфолио», — прокомментировала спикер.

Сегодня любое издание «Просвещения» — рассказала Виктория Викторовна — включает 15 видов тренажеров, дополнительно созданные задания, варианты автопроверки, задачки с открытым ответом, видеоролики и возможность прослушивания и записи аудио.

Ко всему прочему, эксперт добавила: это не автономный учебник, а издание, существующее в целой цифровой экосистеме, к которому подстраиваются другие онлайн-сервисы:

«Банк заданий по функциональной грамотности», который дает возможность ученику выполнить задание и проверить себя; сервис для осмысления и эффективного заучивания поэзии «Учим стихи», созданный совсем недавно, но уже успевший получить так много восторженных отзывов от родителей и учителей; «Лаборатория проектов» — в помощь ученику и учителю для сопровождения проектной деятельности в 5-11 классах; сервис «ПроВоспитание» для организации и планирования работы в школе, нацеленный на педагогов и руководство; сервис «К школе готов» для всесторонней подготовки дошкольников к поступлению в 1 класс от экспертов дошкольного образования; цифровой помощник «Начинайзер», рассчитанный уже на следующий уровень — родителей тех ребят, которые поступили в 1 класс; платформа для подготовки к самым главным школьным испытаниям с разбором и пошаговым объяснением сложных тем «Я сдам ЕГЭ». «Будущее, которое мы создаем каждый день в стенах „Просвещения“, уже существует! Но в центре, не изменяя традициям, по-прежнему располагается учебник — в любом его виде. А в дополнение к нему создаются масштабные образовательные проекты. Флагманом среди них стал, например, наш „Родительский университет. PRO-Родители“. С ним мы вышли на федеральный уровень и уже успели собрать большую аудиторию семей с детьми и педагогов. Ведь, с одной стороны, без содействия родителей никуда, а с другой, им самим очень важна помощь и толковое объяснение „самой трудной темы“ — воспитания», — пояснила Виктория Викторовна.

 

Изображение: Background vector created by redgreystock - www.freepik.com

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»