Участники III Форума социальных инноваций регионов обсудили модернизацию системы СПО
Экономика несет колоссальные потери из-за несоответствия квалификации работников требованиям бизнеса. Но существуют инструменты, которые позволяют приблизить систему подготовки кадров к запросам работодателей. Их обсудили участники площадки «Молодые профессионалы: модернизация среднего профессионального образования».
Модернизация профессионального образования с помощью внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% образовательных организаций к 2024 году – цель федерального проекта «Молодые профессионалы». Речь идет о новом формате итоговой аттестации – демонстрационном экзамене по стандартам «Ворлдскиллс», который позволяет оценить уровень профессиональных навыков специалистов. В условиях, приближенных к производственным, выпускники выполняют задания, сопоставимые по уровню сложности с модулями для участников мировых чемпионатов профессионального мастерства.
Площадка для экзамена должна соответствовать инфраструктурным условиям мирового чемпионата, оценка производится независимыми экспертами.
«На старте в 2017 году в проекте приняли участии 244 образовательные организации и около 14 тыс. студентов. В текущем году демэкзамен сдадут уже более 50 тыс. человек из 1300 образовательных учреждений. Данные о специалистах, которые работают на уровне мировых стандартов, попадают в единую информационную систему, куда открыт доступ для работодателей. Система позволяет найти профессионала по заданным параметрам и дает возможность оценить способность образовательных организаций качественно вести подготовку специалистов. Первый опыт показывает: выпускники после демэкзамена трудоустраиваются быстрее и получают примерно в полтора раза больше», − подчеркнул заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Дмитрий Глушко.
Для участия в демонстрационном экзамене колледжам необходимо обновлять материально-техническую базу, обучать мастеров, приглашать сертифицированных экспертов, привлекать к процессу оценки работодателей. Процесс непростой, но затраты окупаются. Многие регионы, например Свердловская область, активно внедряют этот формат итоговой аттестации.
«Демонстрационный экзамен становится для выпускников пропуском для устройства на интересную и хорошо оплачиваемую работу. За три года реализации демонстрационного экзамена заинтересованность работодателей в наших выпускниках возросла, повысилось качество подготовки, в том числе путем участия студентов в чемпионатах профессионального мастерства. Это все помогает будущим специалистам развить способность быстро адаптироваться на рабочем месте и вырабатывает мотивацию к постоянному профессиональному росту», − сообщила директор Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства Ольга Бурганова.
Ульяновская область – активный участник движения «Ворлдскиллс»
с 2013 года. На нацфинале 5 лет назад команда региона была в 7-м десятке. Сейчас она 17-я. В 2017 году 37 студентов на базе «Ульяновского авиационного колледжа – Межрегионального центра компетенций» сдали демонстрационный экзамен по 3 компетенциям. В 2019 году такой формат итоговой аттестации используют уже 15 профессиональных образовательных организаций, 9 из них выступают в качестве центров проведения демонстрационного экзамена.
«Ульяновская область традиционно участвует в различных конкурсах и проектах, направленных на внедрение передовых подходов к подготовке кадров. Мы понимаем, что трансформация регионального рынка труда, определяемая высокой скоростью технологических и социальных изменений, значительно повышает риск кадрового дефицита, особенно на вновь создаваемых предприятиях. Решить эту проблему способна только модернизация региональной системы среднего профессионального образования», − рассказала первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Екатерина Уба.
Региональная повестка для Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в приоритете. Времена, когда все лучшее было сосредоточено в столице, прошли. С этим согласились все участники дискуссии.
«Каждый регион страны заинтересован в создании максимально комфортных условий для ведения бизнеса. Бизнесу нужны хорошо подготовленные кадры. Поэтому предъявляются новые требования и запросы к системе профессионального образования, и колледжи активно включаются в эту повестку. Если раньше предприятия создавали свои обучающие центры, потому что их не устраивало качество подготовки специалистов системой СПО, то сегодня, наоборот, специалисты ведущих предприятий регионов приходят на площадки колледжей, потому что у них прекрасная база и классные специалисты. Сегодня с точки зрения развития материально-технической базы, подготовки преподавателей с навыками работы на новейшем оборудовании колледжи опережают даже университеты страны. И такое партнерство позволяет достигать прекрасных результатов», – подытожил Дмитрий Глушко.
Демонстрационный экзамен предусматривает равные условия и критерии оценки для всех. В процессе активно участвует бизнес-сообщество, независимые эксперты зачастую представляют работодателей. Плотное взаимодействие образовательных учреждений и тех, для кого они готовят специалистов, по мнению директора Центра по международным программам и Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций Корпоративной академии Росатома Алексея Пономаренко, – одно из основных условий модернизации системы СПО.
«Для модернизации системы СПО нужно, чтобы все участники этой системы смогли опираться на максимально оцифрованные показатели: результаты работ, качества и скорости протекания процессов в конкретных учебных заведениях, детализированные результаты конкретных выпускников и краткосрочные потребности бизнеса. В чем большой плюс от развития движения WorldSkills в России? Ребята почувствовали драйв от того, что можно соревноваться, объективно быть лучшим в своем деле, прийти что-то освоить и доказать делом – это очень важный навык. А теперь перед нами стоит следующий вызов: надо сделать так, чтобы те конкретные навыки, которые “зашиваются” в компетенции, получили соединение с потребностями национальной экономики применительно к региону, городу, конкретной компании или предприятию. Это станет возможным, только когда учебное заведение будет гибко изменять параметры подготовки, предоставляя учащимся правильные ценностные и поведенческие модели, инструменты мышления, техники усвоения навыков и необходимых блоков теоритических знаний. Это позволит ребятам успешно дополнять и корректировать свои модели компетенций с учетом задач профессионального и личностного развития на всем жизненном пути».
По словам Алексея Пономаренко, быстро меняющиеся экономические уклады требуют от образовательных учреждений внедрения коротких модульных образовательных программ, а от специалистов – готовности к постоянному совершенствованию. Для того чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, нужно иметь в арсенале несколько модулей.
Начинать профессиональную подготовку можно еще в школе. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» реализуют программу ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее». В 2018 году попробовать себя в разных профессиях и выбрать свою благодаря программе смогли 200 тыс. школьников.
14-летние подростки могут принимать участие в юниорских соревнованиях. Для них существуют 84 компетенции. В этом году с участием юниоров прошло 76 региональных чемпионатов профессионального мастерства.
Новое направление работы – программы обучения профессионалов серебряного возраста по стандартам «Ворлдскиллс». После 50 тоже можно выйти на качественно новый уровень в своей специальности и даже изменить профессиональную траекторию, получив абсолютно новые навыки. Зрелые специалисты востребованы на рынке труда – нужно только найти для них правильную позицию. Первые выпускники программы обучения для граждан предпенсионного возраста уже сдали демонстрационные экзамены. Специалистов серебряного возраста готовы обучать 360 центров по всей России.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”