Сахалинская область стала площадкой проведения международной сессии, посвященной развитию навыков в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
Международная онлайн-сессия The Future is Asian состоялась 16 марта в рамках деловой программы VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Сахалинской области.
Дискуссия была посвящена ключевым трендам в части развития навыков, интеграции инструментов Ворлдскиллс в систему подготовки кадров, а также вопросам, связанным с формированием человеческого капитала в странах Азии.
В сессии приняли участие эксперты международных и лидеры национальных организаций стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): Габриель Бордадо, специалист по развитию навыков и трудоустройству Международной организации труда; Аббас Карими, глава центра UNEVOC в Иране; Зулеа Дарсонг, исполняющая обязанности заместителя генерального директора Департамента развития навыков Министерства человеческих ресурсов Малайзии; Дон Соб Джанг, генеральный секретарь Samsung Skills и вице-президент Samsung Electronics; Али Аль Марзуки, президент EmiratesSkills; Сянь Сюй, старший специалист по образовательным технологиям Азиатского банка развития, а также Роберт Уразов, генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».
С приветственным словом к аудитории обратился губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко: «Сегодня Сахалинская область – это территория прорывных проектов. Мы поставили амбициозные задачи в сфере промышленности, транспорта, логистики, сельского хозяйства, туризма. Поэтому тема подготовки кадров приобретает для нас особое значение. Чтобы совершить прорыв в экономике, необходимы специалисты мирового уровня. Мы участвуем в движении WorldSkillsRussia уже шестой год и за это время сделали серьезный шаг вперед: провели в Сахалинской области финал национального чемпионата Ворлдскиллс, обновили базу учебных заведений, открыли новые центры опережающей профессиональной подготовки».
Модератором сессии выступила Алина Досканова, заместитель генерального директора АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» по международной деятельности, член совета директоров WorldSkills Asia, технический делегат от России в WorldSkills. «Прошлый год стал непростым для всех. При этом, несмотря на глобальный вызов, у нас появились возможности для того, чтобы направить систему образования в новый, перспективный вектор, а также усовершенствовать и ускорить цифровую трансформацию. Сегодня мы с коллегами обсудим совместный план действий и долгосрочную стратегию в части развития навыков, принимая во внимание новую, постковидную реальность, глобальные решения и локальные практики. Азия играет одну из ключевых ролей в мире в силу высокой численности рабочей силы, поэтому так важно предоставлять гражданам профессиональное обучение», – такими словами она открыла дискуссию.
Аббас Карими подчеркнул, что ключевым направлением деятельности UNEVOC является партнерство, в рамках которого происходит обмен опытом и лучшими практиками. «Разрабатывая среднесрочную стратегию ЮНЕСКО в части развития среднего профессионального образования, мы опираемся в первую очередь на одну из целей в области устойчивого развития [ЦУР], связанную с возможностью получения качественного образования для всех в течение всей жизни. Стратегия включает такие задачи, как повышение числа квалифицированных специалистов в области цифровых компетенций, расширение возможностей для получения навыков мигрантами, интеграция частного сектора с системой СПО, а также обмен опытом среди образовательных учреждений. «Мягкие» навыки, предпринимательский образ мышления и использование канвы бизнес модели являются одними из эффективных подходов в СПО», – добавил он.
О глобальных тенденциях, оказавших влияние на Южную Азию до и после коронавируса, рассказал Габриэль Бордадо. По его словам, это в первую очередь технологические изменения, цифровизация, изменение климата и рабочей среды. Кроме того, как отметил Бордадо, пандемия способствовала массовому возвращению на родину рабочих-мигрантов: «Стратегическая политика, необходимая сегодня для сектора среднего профессионального образования, направлена на укрепление его системы управления. Важным направлением является расширение признания и подтверждения навыков у трудовых мигрантов. И, конечно, разработка гибкой системы обучения стала еще более актуальной в период пандемии. Важно подчеркнуть, что, на наш взгляд, эффективным подходом является адаптация уже существующих европейских стандартов подготовки к странам Южной Азии. Таким образом, мы не теряем время на разработку новых программ, а оперативно переходим к обучению специалистов на базе лучших практик».
Господин Сянь Сюй подтвердил ускорение цифровой трансформации в образовательном секторе: недавно проведенное исследование показало, что эти изменения приведут как к увольнениям, так и увеличению рабочих мест, а также переходу от рутинных производственных задач к задачам высокого порядка, таким как компьютерная инженерия. «Несмотря на то что доступ к образованию в Азии значительно увеличился, мы наблюдаем недостаточное число обучающихся для удовлетворения потребности в навыках, необходимых для новой экономики. При этом развивающиеся страны все еще полагаются в значительной степени на дешевую рабочую силу, – сказал он. – Для того чтобы помочь странам справиться с этим переходом и подготовить новое поколение рабочей силы для удовлетворения рыночного спроса, нам необходимо взглянуть комплексно на пять составляющих: государство, инфраструктуру, школы, родителей и поставщиков. Наша задача – расширить возможности обучения и сделать его как можно более гибким».
Доктор Дон Соб Джанг подчеркнул, что по мере того, как мы приближаемся к 4-й промышленной революции, подготовка профессионалов имеет все более решающее значение: «Компания Samsung участвует в движении WorldSkills с 2007 года, так как осознает важность квалифицированной рабочей силы на рынке труда и понимает, что конкурентоспособность производства зависит от профессионалов на рабочем месте. Samsung более десяти лет участвует в соревнованиях WorldSkills, таким образом, продвигая и развивая навыки молодежи на локальном и глобальном уровнях».
Али Аль Марзуки рассказал о видении ОАЭ в части развития системы профессионального образования: оно должно стать первым выбором граждан страны. И главная миссия Эмиратов, по его словам, заключается в том, чтобы регулировать сектор СПО для создания рабочей силы, способной эффективно участвовать в устойчивом развитии страны: «Мы сейчас фокусируемся на трех самых важных областях будущей занятости в ОАЭ, таких как: формирование “зеленых” рабочих мест, связанных с энергией и управлением отходами, создание технологических вакансий (виртуальная реальность, робототехника и автоматизация, искусственный интеллект, 3D-печать), а также частный сектор (гостиничный бизнес и логистика). Мы гибкие и динамичные в отношении учебных программ, поэтому можем оперативно их совершенствовать в соответствии с запросом рынка труда».
Зулеа Дарсонг подробно рассказала об экосистеме СПО в Малайзии: «В этом году мы планируем сотрудничать с промышленными высшими учебными заведениями. Мы продолжим проведение исследований, и ключевой темой станет влияние соревнований на отрасли и образовательные учреждения. Безусловно, мы будем фокусироваться на “Индустрии 4.0”. Соревнования – это не только платформа для совершенствования стандартов профессионального мастерства, но и стремление к объединению и стратегическому сотрудничеству между заинтересованными сторонами для развития Азии, особенно в области человеческих ресурсов. Мы готовы продолжать и укреплять совместное сотрудничество через проведение совместных чемпионатов на региональном и мировом уровнях».
Завершил сессию Роберт Уразов, рассказав о стратегических проектах WorldSkills Russia и выразив надежду на дальнейшую кооперацию: «Мы живем в мире стремительных изменений. Несмотря на это, мы должны продолжать реализовывать наши стратегии и быть гибкими, чтобы эффективно функционировать в любых условиях. Наш подход заключается в том, что мы разрабатываем и апробируем какой-либо проект, а затем масштабируем его до национального и впоследствии глобального уровней. У нас в портфеле есть множество кейсов и разработанных нами технологий, которыми мы готовы делиться в рамках международного партнерства. Совместный рост всегда происходит быстрее, поэтому приглашаем к сотрудничеству и реализации совместных проектов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона».
Подводя итоги сессии, Алина Досканова подчеркнула, что сейчас происходят широкомасштабные преобразования в сфере образования и на рынках труда: «Наша первостепенная задача – создать образовательную экосистему полного цикла, а также предоставить равные возможности получения навыков для всех граждан».
Представители стран и организаций обозначили важность проведения международных дискуссий с целью обмена опытом и выявления точек соприкосновения для дальнейшего совместного сотрудничества. Сахалин, который на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся регионов России, готов разрабатывать компетенции совместно с партнерами из стран АТР и масштабировать эту деятельность на азиатские страны. При этом Ворлдскиллс Россия, являясь провайдером лучших мировых практик, окажет поддержку в налаживании связей с международными организациями.
Посмотреть сессию можно по ссылке: https://youtu.be/chU1mr7zrjQ
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”