Русский музей и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь подпиcали соглашение о создании культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей – Печоры»

29 августа 2023г., 16:59

В городе Печоры (Псковская область) подписано соглашения о сотрудничестве между Русским музеем и Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем. Соглашение о создании культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей – Печоры» подписано генеральным директором учреждения Аллой Юрьевной Маниловой и игуменом монастыря митрополитом Тихоном (Георгием Александровичем Шевкуновым).



Первым проектом нового выставочного центра стала экспозиция «Коллекция архимандрита Алипия. К 550-летию Псково-Печорского монастыря». На ней представлены 22 произведения искусства XVIII – ХХ веков из числа переданных в дар Русскому музею настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (в миру Иваном Михайловичем Вороновым) с 1959-го по 1975 год. Среди них работы Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Владимира Маковского, Бориса Кустодиева и других выдающихся художников. Экспозицию дополнили произведения из коллекции Псковского музея-заповедника.

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова: «Русский музей имеет богатейший опыт подготовки и реализации выставочных и культурно-просветительских проектов, в течение многих лет занимает лидирующие позиции в сфере создания виртуальных филиалов в регионах Российской Федерации. Наше сотрудничество затронет сразу несколько ключевых направлений: проведение художественных выставок выдающихся произведений из собрания музея, просветительские программы для детей, студентов, участников СВО и их семей, инклюзивные проекты. Специальные программы будут посвящены иконописи, вопросам реставрации темперной живописи, истории создания предметов церковного декоративно-прикладного искусства. Создание выставочного центра «Русский музей – Печоры» обеспечит посетителям, жителям города Печоры и Псковской области, паломникам и туристам широкий доступ к выдающимся памятникам русской культуры и искусства».



В целях увеличения масштаба проекта в здании Картинной галереи архимандрита Алипия (Воронова) Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря будет организована работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал».



Архимандрит Алипий внес значительный вклад в русскую культуру и историю. Для Русской Православной Церкви он – подвижник, трудами которого возродилась древняя обитель. Не менее важна роль отца Алипия как собирателя уникальной коллекции живописи и графики, которая пополнила фонды ведущих музеев страны. В 1974 году архимандрит решил передать Русскому музею около 50 произведений русской части своего собрания. Из числа больших полотен прославленного мариниста Ивана Айвазовского, подаренных Алипием, на выставке можно будет увидеть картины «Утро на морском берегу. Судак» (1850-е) и «Корабли в бурном море. Восход солнца» (1871). Они дополнили обширную коллекцию произведений художника в Русском музее.

Самое значимое место в коллекции архимандрита занимают представленные на экспозиции работы Василия Поленова. Поступление в Русский музей эскизов и двух законченных полотен – «Мечты (На горе)» (вторая половина 1890-х – 1900-е гг.) и «И возвратился в Галилею в силе духа» (1890 – 1900-е гг.) – значительно обогатило собрание произведений, относящихся к живописному циклу «Из жизни Христа», над которым художник работал в течение 1890-х – 1900-х годов. Благодаря дару отца Алипия в коллекцию Русского музея вошли и произведения авторов, чьи имена почти неизвестны, но изучение их наследия имеет особое значение для истории отечественного искусства. Это, например, Митрофан Верещагин, представитель династии пермских иконописцев и живописцев («Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» (1870).

На выставке также можно увидеть и другие шедевры из коллекции архимандрита Алипия: «Приезд боярина в монастырь» (1912) Ивана Горюшкина-Сорокопудова, «Ростов Великий» (1920) Петра Петровичева, «Боярышня» (1888) Николая Неврева, «Серый день» (1917) Витольда Бялыницкого-Бируля, «Летний день» (1923) Бориса Кустодиева – все они отражают не только профессиональный интерес, широту кругозора, но и глубинное единение самого собирателя с русской культурой.          



Также представлены несколько портретов работы неизвестных мастеров: «Портрет Екатерины II» (1790-е) – погрудная копия портрета, исполненного австрийским живописцем Иоганном Баптистом Лампи Старшим, и «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (последняя четверть XVIII в.) – фрагментарная копия с оригинала шведского художника Александра Рослина. К числу произведений так называемого «наивного реализма» относится «Портрет мальчика с копьем» неизвестного художника первой половины XIX века.



Возвращение произведений в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в рамках выставочного проекта, посвященного 550-летию обители, – дань уважения и признательности многолетнему подвижническому труду отца Алипия, настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, вошедшего в историю.

Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации