Роберт Уразов: Система профессионального образования должна научиться работать с людьми любого возраста
Технологический уклад сейчас меняется каждые три года. Кто не успевает, тот проигрывает. Это касается всех: и работодателей, и работников, и всей системы подготовки кадров. Такую точку зрения высказал генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Роберт Уразов, выступая на панельной дискуссии Московского международного салона образования (ММСО).
Участники деловой программы форума обсуждали создание новой модели системы среднего профессионального образования, которая бы отвечала вызовам времени. В числе выступавших были заместитель министра труда и социального развития Любовь Ельцова, заместитель министра образования и науки Ирина Потехина, Вениамин Каганов, советник заместителя председателя правительства Ольги Голодец, руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив (АСИ) Юлия Ханьжина.
"В период, когда началось массовое использование электричества, технологические циклы соответствовали, в среднем, одному поколению: менялось поколение, вместе с ним менялись технологии. Багажа знаний и навыков, полученных в школе и после неё, было достаточно, чтобы работать всю жизнь", - отметил Роберт Уразов.
Сейчас темпы смены технологических укладов ускорились в 3-4 раза. Это основной вызов, который испытывает и будет испытывать система образования, полагает он.
По словам Уразов, есть две основные проблемы. Во-первых социальная.
"Сегодня системе образования нужно работать уже не только со школьниками и студентами, но и со взрослыми, включая пенсионеров: чтобы оставаться востребованными, люди теперь в любом возрасте должны продолжать учиться, получать новые знания, умения и навыки", - пояснил Роберт Уразов.
Вторая проблема - управленческая.
"Если технологические циклы меняются, а вы не успеваете обновлять стандарты, вы проигрываете. У нас есть вузы, которые на первом курсе готовят прекрасных айтишников. Но технологии устаревают и на пятом курсе эти ребята оказываются никому не нужны", - констатировал Роберт Уразов.
Точно предсказать, как изменятся технологии, невозможно, поэтому нужно работать с базовыми компонентами, которые в будущем смогут обеспечить качество профессионального образования, подчеркнул генеральный директор Союза.
"Это работа со студентом, с преподавателем, который обязан быть носителем компетенции, а не просто транслятором, работа с материально-технической базой - она должна соответствовать технологическому укладу, и работа с директором. Вот те составляющие, в которые мы должны инвестировать. Нужно экспериментировать, пробовать, выделять модели, которые могут работать и быть успешны. Выиграет тот, кто предложит наиболее эффективный механизм", - отметил Роберт Уразов.
Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" разработал модель Центров опережающей профессиональной подготовки кадров (ЦОПП). По поручению президента Владимира Путина такие Центры должны быть созданы по всей стране. На базе ЦОППов будет проходить обучение студентов и переподготовка преподавателей. Кроме того, уже работающие люди смогут повышать там свою квалификацию, приобретать дополнительные навыки или получать новую специальность.
В модель ЦОППов заложен учебный центр с образовательными курсами, центр разработок, который будет заниматься перспективными исследованиями в сфере развития профессиональных компетенций, и центр оценки квалификаций, где работники смогут пройти демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills - независимую оценку практических умений и навыков по востребованным специальностям.
Такая модель позволит запустить систему обучения по ускоренным программам. Их можно будет собирать под запросы конкретных заказчиков-работодателей.
Схема "конструктора компетенций" уже успешно используется при подготовке национальной сборной WorldSkills к международным чемпионатам по профессиональному мастерству. Об этом, выступая на форуме, рассказал технический директор Союза "Молодые профессионалы" Алексей Тымчиков.
"Программы подготовки состоят из модулей или профессиональных блоков, набор которых легко и быстро меняется в зависимости от требований заказчика. В нашем случае, это требования соревновательного процесса. Но эту же технологию можно использовать в процессе подготовки и переподготовки специалистов под запросы конкретных работодателей", - уточнил Алексей Тымчиков.
Ещё один проект, который реализует Союз "Молодые профессионалы", касается профориентации школьников 6-11 классов.
Цель - дать ребятам возможность пройти практические профессиональные пробы под руководством опытных наставников. Это поможет школьникам более осознанно выбрать свою образовательную траекторию и то дело, которым они будут заниматься в жизни.
"Исследования говорят о том, что люди, выбравшие "свою" профессию, более успешны. Из этого тезиса возникла логика нашего проекта. Но важно не просто дать попробовать какое-то дело, важно мотивировать. Если ребёнок увлечётся, у него будет стимул осваивать профессию", - пояснил Роберт Уразов.
Участники проекта "Билет в будущее" смогут выбрать для себя 4-5 специальностей - их список сейчас формируется. "К площадкам, на которых будут проходить профессиональные пробы, всего два требования: наличие современного оборудования и компетентных наставников", - уточнил генеральный директор Союза "Молодые профессионалы". - Мы приглашаем к сотрудничеству вузы и бизнес, чтобы через профессиональные пробы могли пройти как можно больше ребят и чтобы у них был максимально широкий выбор компетенций".
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”