Развитие международного сотрудничества в области образования обсудили на форуме «Сделано в России»

24 декабря 2021г.

Среди спикеров выступили:

Сергей Шатунов, Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Татевик Карабекян, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России. Павел Зенькович, Вице-президент по развитию Группы компаний «Просвещение» Ирина Лазаренко, Ректор Алтайского педагогического государственного университета. Сергей Тарасов, Исполняющий обязанности ректора Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена Сергей Малышев, исполняющий обязанности директора ФГБОУ МЦО «Интердом» им.Е.Д.Стасовой Татьяна Макарова, заместитель директора по педагогической работе МДЦ «Артек» Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов сделал обзор образовательного сотрудничества Российской Федерации с Италией, Францией, Китаем, государствами СНГ и некоторыми другими странами.

Министерство Просвещения России ведет активную гуманитарную работу в Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, а также Монголии. В этих странах создаются совместные образовательные организации, планируется построение школ, в которых будет вестись обучение на русском языке. Также расширяется сотрудничество в области взаимного изучения языков с Итальянской и Французской республиками.

В 2021 году прошел Фестиваль детского творчества России и Китая «Дипломатия дружбы». На базе ВДЦ «Орлёнок» был открыт российско-китайский центр культурных и языковых обменов, в котором летом 2021 года прошли занятия по знакомству с китайской культурой и языком, участниками которых стали более 2200 детей из всех регионов РФ.

Уже более 240 российских учителей в рамках большого гуманитарного проекта Минпросвещения России «Российский учитель за рубежом», преподают русский язык и литературу, а также математику, географию, химию и другие предметы в общеобразовательных организациях.

Для повышения качества преподавания русского языка как иностранного за рубежом МПГУ в 2021 году проводит курсы повышения квалификации для педагогов в таких государствах как: Абхазия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Сербия, Польша, Молдова, Южная Осетия, КНР, Латвия, Литва, Словакия, Эстония, Турция, Вьетнам, Украина, Монголия.

Разрабатываются новые учебники и учебно-методические комплексы для общеобразовательных школ Узбекистана. Так, в рамках проекта «Класс» в Ташкенте вышли 480 тысяч новых учебников по русскому языку, по которым уже с сентября занимаются второклассники школ республики, общий тираж издания составил более 600 тысяч экземпляров. В рамках гуманитарного проекта «Малыш» совместно с министерством дошкольного образования Республики Узбекистан проводится комплексный анализ системы дошкольного образования Республики Узбекистан. Было проведено 10 онлайн-семинаров по методике образовательной и воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, число просмотров которых достигло более 45 тысяч.

Также Минпросвещения проводит мероприятия, направленные на продвижение российского образования и изучение русского языка. При грантовой поддержке Минпросвещения России СПбГУ в декабре прошлого года провел «Международную олимпиаду по русскому языку как иностранному» в дистанционном формате. В ней приняли участие более 9000 человек из 148 стран мира.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, Татевик Карабекян отметила, что Российская Федерация в системе среднего профессионального образования является лидеров в мире, что подтверждается результатами участия российских студентов в чемпионатах мира и Европы. Кроме этого Россия является организатором подобных чемпионатов: в 2021 году в Казани состоялся Worldskills Russia 2021, в 2023 году в Санкт-Петербурге пройдет чемпионат EuroSkills.

Также было отмечено развитие инклюзии в системе среднего профессионального образования. Активно развивается движение «Абилимпикс» — чемпионатное движение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В следующем году Российская Федерация станет местом проведения такого мирового чемпионата. В движение «Абилимпикс» хотят войти Армения, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Беларусь.

Проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ «Билет в будущее» получил просветительскую премию «Знание». Этот проект также заинтересовал зарубежных коллег, Минпросвещения работает над тем, чтобы похожие проекты быть реализованными в других странах.

Новый стратегический проект Минпросвещения России — «Профессионалитет» направлен на плотное взаимодействие с работодателями, предприятиями и поможет внедрить новые программы и запустить образовательно-производственные кластеры. В рамках с Германией и Беларусью представители проекта поделились идеями и наработками.

Вице-президент по развитию ГК «Просвещение» Павел Зенькович обратил в ходе дискуссии внимание на необходимость подключать к работе по экспорту образования не только государственные, но и бизнес-структуры. Он также отметил, что стоит возобновить практику выдвижения в другие страны с образовательными экспортными миссиями, которые позволят укрепить российское влияние на сферу международного образования.

Ректор Алтайского педагогического государственного университета, Ирина Лазаренко рассказала, что университет уже сотрудничает с Казахстаном, Монголией, Узбекистаном, Туркменистаном, Киргизией в разных направлениях, а сейчас ведет совместную работу с Таджикистаном. Помимо этого университет реализуют вместе с Самаркандским лингвистическим институтом программу «Лингвистическая филология». Совместно с этим совместно с этим институтом они готовят специалистов, которые не только будут преподавать на русском языке и русский язык, но и смогут выступать в качестве наставников, которые смогут поддерживать других учителей, преподающих физику, математику и иные предметы на русском языке.

Помимо этого, Ирина Лазаренко обратила внимание на следующие проблемы:

Необходимость поддержки со стороны Министерства Просвещения в процедуре выдачи документа, дающего право на сертификацию после тестирования преподавателя;

Сложность процедуры открытия и последующего функционирования филиалов педагогических университетов

Также она отметила необходимость иметь программу сотрудничества с различными государствами, например странами Европы, странами СНГ.

Исполняющий обязанности ректора Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена Сергей Тарасов во время дискуссии пояснил: ведется тестирование преподавателей с точки зрения владения русским языком. Выполняя госзадание Минпросвещения, университет подготовил линейку учебников для узбекских школ, также в плане на 2022 год разработка набора учебников для Таджикистана и Великобритании.

Директор ФГБОУ МЦО «Интердома» Сергей Малышев подчеркнул, что развитие экспорта школьного образования увеличивает поток студентов в российские вузы. Он также добавил, что, помимо преподавателей русского языка как иностранного, за рубежом востребованы и российские преподаватели-предметники.

«За рубежом широко распространено понятие „russian sciences“ („русские науки“), в число которых входят математика, физика, химия, информатика — те дисциплины, по которым наши школьники показывают блестящие результаты на международных олимпиадах» — сообщил Сергей Малышев.

Успехи на олимпиадах поднимают престиж общего образования. В этой связи также поднимается запрос стран — участников олимпиад в российских педагогах-предметниках.

Заместитель директора по педагогической работе МДЦ «Артек» Татьяна Макарова рассказала: главная цель международных смен в лагере — расширение знаний в области русского языка и культуры у иностранных детей и юных соотечественников, проживающих за рубежом. Проект ориентирован на развитие интереса детей к изучению русского языка, приобретению новых знаний об истории России и ее современных достижениях.

«Мы ставим перед собой задачу влюбить ребенка в „Артек“. Через его влюбленность в наш лагерь — что происходит очень быстро и легко — мы влюбляем ребенка в Россию», — отметила Татьяна Макарова.

В заключении все эксперты согласились с тем, что для продуктивной работы в направлении экспорта российского образования необходима строгая координация между структурами и ведомствами, важна консолидация усилий всех департаментов и сторон. Помимо этого, важно проведение профессиональной инвентаризации и понимание, какая структура и где эффективнее работает, складывать усилия, не дублируя друг друга.

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»