Проведены первоочередные противоаварийные работы в Китайском театре Царского села

13 декабря 2022г., 13:05

В музее-заповеднике «Царское Село» завершены первоочередные противоаварийные реставрационные работы в Китайском театре. Это позволило предотвратить утрату памятника архитектуры XVIII века, созданного по проекту Антонио Ринальди. Более восьмидесяти лет это здание Александровского парка было в руинированном состоянии.



Театр сгорел при обстреле города Пушкин 15 сентября 1941 года, с тех пор его не восстанавливали. Крыша была утрачена полностью, сохранились стены и частично перекрытия в боковых флигелях. В них частично уцелели полы из керамической плитки на первом этаже и две лестницы с металлическими ограждениями. В некоторых местах на стенах сохранилась штукатурка с фрагментами отделки наличников, карнизов и капителей. Время, неблагоприятные погодные условия способствовали дальнейшему разрушению памятника и привели к его аварийному состоянию.



«Восстановление Китайского театра – продолжение нашей многолетней масштабной работы по воссозданию и реставрации объектов, пострадавших во время Великой Отечественной войны. Здание несколько десятилетий представляло собой руины. Превращение его в современный, мультифункциональный музейный комплекс – наша давняя мечта и в то же время задача огромной сложности, она требует средств, сил и времени», – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.



Противоаварийные реставрационные работы длились два года (2021-2022), средства на их проведение выделены из федерального бюджета.



Специалисты выполнили 13 видов работ: от демонтажа и маркировки металлических конструкций и декоративных элементов, расчистки внутреннего объема здания до временной закладки наружных оконных проемов, устройства временной кровли над историческими пристройками и пандусом. Мастера расчистили и удалили биопоражения с поверхности кирпичной кладки, произвели ее биоцидную обработку. Изготовили и установили временные силовые леса.



Это позволит обеспечить техническую сохранность уцелевших частей здания как минимум на пятилетний период. Теперь музей должен завершить разработку проектно-сметной документации и изыскать средства на реализацию следующего этапа: проведение работ по реставрации и приспособлению Китайского театра для многофункционального музейного использования.



Проект Китайского театра разработал Антонио Ринальди, а реализовал его в 1778-1779 годы со значительными изменениями – Илья Неелов. Театр начал работу в июне 1779 года. Зрительный зал овальной формы вместимостью до 350 человек имел партер и был окружен тремя ярусами лож. Внутренне убранство поражало: центральную и две боковые ложи украшали подлинные китайские панно XVII-XVIII веков с написанными золотом по чёрному лаку пейзажами, цветами и фигурками китайцев. На занавесе, исполненном известным в XVIII веке живописцем-декоратором Иосифом Кристом, была изображена панорама китайского города на берегу моря.



В 1908-1913 годах по проекту архитектора Сильвио Данини с обеих сторон театра были пристроены двухэтажные боковые флигели для размещения фойе, вестибюлей, буфета. В это же время завод Сан-Галли устроил в здании паровое отопление.



С 1918 по 1941 год Китайский театр использовался как музейное помещение.



Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации