Программы дополнительного профобразования по стандартам Ворлдскиллс расширяют горизонты участников и вузов
С каждым годом все больше вузов включаются в реализацию программ дополнительного профессионального образования (ДПО) по стандартам Ворлдскиллс в различных проектах. В рамках мастер-класса «ДПО по Ворлдскиллс в вузах: опыт и перспективы», который прошел 4 декабря в ходе финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», представители вузов, уже являющихся опытными центрами обучения Ворлдскиллс, поделились наработанными практиками, а также обсудили перспективы развития этого направления.
Аудитория программ ДПО по Ворлдскиллс становится все больше, отметил модератор дискуссии Артем Лукин, начальник отдела методических разработок Академии Ворлдскиллс Россия: «В этом году мы впервые включили в программу ДПО и студентов вузов, поэтому нужно активно вовлекать вузы в наши программы». Практическая подготовка Академии Ворлдскиллс Россия сегодня включают в себя программы обучения экспертов - более 4700 экспертов чемпионатов, свыше 19 тыс. экспертов демонстрационного экзамена. Также это программы «5000 мастеров» по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей и техникумов по 18 компетенциям и программа для граждан старшего возраста «50 плюс», в рамках которой слушатели могут обучаться по 125 компетенциям. Кроме того, предусмотрена программа для россиян, пострадавших от последствий пандемии, в рамках которой стоит задача обучить до конца этого года 110 тыс. слушателей по 171 компетенции. «Вузы подключаются к реализации этих массовых программ. Академия Ворлдскиллс подготовила ряд сервисов для вузов, участвующих в проектах: это банк эталонных программ и оценочных средств, онлайн-библиотека Академии, бесплатный курс для экспертов демонстрационного экзамена, обучение экспертов Ворлдскиллс и курс для стажировочных площадок», - сообщил Артем Лукин.
Менеджеры компетенций Ворлдскиллс рассказали об их развитии. Так, менеджер компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», советник в НИУ «Высшая школа экономики» Антон Сергеев отметил растущую популярность своей компетенции, которая была создана в 2017 году. По его словам, и в России, и в мире в этой сфере уже много лет совсем нет безработицы. «Рост рынка труда в информационной безопасности - порядка 350 процентов, почти в 4 раза за последние 7 лет, - добавил он. - Наша задача - ликвидировать квалификационный разрыв между требованиями работодателя и имеющимися знаниями студентов и выпускников». Как он подчеркнул, ДПО с учетом сложной ситуации на рынке труда в России – важнейший инструмент подготовки квалифицированных кадров.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича является партнером Ворлдскиллс Россия по программе обучения лиц старше 50-ти и программе обучения граждан, пострадавших от последствий пандемии, по компетенции «Программные решения для бизнеса». Как рассказала менеджер этой компетенции, преподаватель университета Наталья Кривоносова, слушатели таких проектов максимально мотивированы. В текущем году здесь созданы программы для базового и продвинутого уровней - это помогает формировать у обучающихся навыки, которые наиболее востребованы. На сегодня вуз имеет двух инженеров, которые обеспечивают техническое сопровождение слушателей, разрабатывается качественное методическое обеспечение, также удобно вести чаты со слушателями - это дает возможность более оперативно взаимодействовать, отметила эксперт. Наталья Кривоносова подчеркнула важность участия вузов в программах ДПО по стандартам Ворлдскиллс: «Это успешные методически правильно построенные проекты, которые положительно влияют на репутацию университета».
«В нынешнем году участию России в Ворлдскиллс уже 8 лет, и это история невероятного развития», -отметила, в свою очередь, Элина Яковлева, менеджер компетенции «Преподавание в младших классах», проректор по научной работе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». «Мы перешли на уровне ДПО к массовому внедрению стандартов Ворлдскиллс. Сильная сторона Академии Ворлдскиллс – сетевое взаимодействие. В эту работу сначала интегрировались колледжи, а потом и вузы», -рассказала она, заметив, что самое сложное - разработать критерии оценки. Блок «Образование» включает 7 компетенций, они пользуются большой популярностью в Академии Ворлдскиллс Россия, компетенцию поддерживает 76 регионов. Программы ДПО для педагогов очень востребованы, отмечает Элина Яковлева, в год обучение проходит до 200 человек. «Что отличает программу ДПО от обычной программы повышения квалификации – это демонстрационный экзамен, своеобразная перезагрузка для профессионалов», - добавила спикер.
Представители учебных организаций высшего образования поделились опытом участия своих вузов в реализации программ ДПО по стандартам Ворлдскиллс. Заместитель руководителя Центра опережающей профессиональной подготовки Ставропольского государственного аграрного университета Юлия Гунько напомнила, что вуз начал сотрудничать с Ворлдскиллс Россия в 2017 году, приняв участие в программе «5000 мастеров». Также сейчас университет участвует в реализации программы «50 плюс» и программе экспресс-обучения граждан, пострадавших в пандемии коронавируса. «В программу “5000 мастеров” мы пришли с одной компетенцией - “Технология композитов”, а сейчас работаем еще по компетенциям “Ветеринария”, “Администрирование отелей” и “Изготовление прототипов” и уже обучили более 200 человек. Плюсы – расширение категории обучаемых. Ранее вуз не имел опыта обучения преподавателей, теперь увидели специфику их работы и подготовки, сами развиваемся и запускаем и свои программы обучения в регионе», – сказала она. В проектах по обучению граждан старшего возраста университет обучил уже более 200 человек по 4 компетенциям, нарастил опыт по работе в проекте обучения 110 тыс. граждан – слушатели проходят обучение по 12 программам ДПО и по 5 программам профессионального обучения. «Опыт работы в программах ДПО помогает переложить его на наши основные образовательные программы и расширять возможности трудоустройства наших выпускников, – отметила Юлия Гунько. – Также это возможность следить за состоянием материально-технической базы вуза и совершенствовать его. Сейчас у нас оборудовано 2,5 тысяч квадратных метров площадок, которые мы уже не разбираем, - они работают постоянно для студентов. Состав преподавателей повышаем до соответствия уровню Ворлдскиллс. У нас 30 экспертов с правом проведения регионального чемпионата по 18 компетенциям. Мы расширяем спектр компетенций, привлекаем к сотрудничеству специалистов-практиков в качестве экспертов, встраиваемся в общий образовательный процесс, выходя за рамки своей отраслевой специфики». Анна Иволга, сертифицированный эксперт по компетенции «Администрирование отеля» из того же Ставропольского государственного аграрного университета, также отметила, что предприятия отрасли обращают внимание на прошедших такое обучение: «Кавказские Минеральные воды заинтересованы и в участии в ДПО по нашей компетенции своих работников, и в трудоустройстве наших выпускников на свои предприятия. Плюс мы видим и в сотрудничестве с Министерством туризма».
Доцент НОЦ инфокогнитивных технологий ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет» Иван Чикунов рассказал, что вуз участвует в движении Ворлдскиллс с 2014 года, программы ДПО начали реализовываться здесь с 2016 года: «Наш вуз работает по программе “Мастера производственного обучения”, в которой никогда не бывает проблем с набором слушателей, и слушателям программы “50 плюс”, которым часто тяжело, иногда бывает мало длинных программ, но это наиболее мотивированные и ответственные люди, они живо воспринимают информацию. Слушатели программы по обучению 110 тысяч граждан, пострадавших от пандемии, – люди активного трудоспособного возраста, которые понимают, чего хотят, и очень требовательны». Если у вуза уже есть опыт участия в чемпионатах Ворлдскиллс, то для работы по программам ДПО он уже имеет нужные площадки и материально-техническую базу, отметил он. Также, по его словам, чем больше студентов вузов участвуют в чемпионатах и чем более опытны эксперты вуза, тем больше вероятность, что заявка вуза на участие в программах ДПО будет поддержана. Стоит также вводить мотивацию для преподавателей, подчеркнул Иван Чикунов, например в Московском политехе есть бонусы для преподавателей за участие и победу студентов в чемпионатах, в демонстрационном экзамене.
Как рассказал Александр Петелин, директор Центра Ворлдскиллс ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (ТГУ), присоединившегося к движению Ворлдскиллс в 2017 году, за последние 3 года студенты вуза получали медали на чемпионатах движения. «В этом году мы делаем ставку на компетенции Future Skills, которые сложны в подготовке специалистов. Например, за направлением “Квантовые технологии” серьезное будущее, - отметил спикер. - В конце прошлого года мы осознали, что движение Ворлдскиллс очень мощное - это обучение на всю жизнь, и приняли решение, что организуем отдельное структурное подразделение, создали Центр Ворлдскиллс, который занимается продвижением компетенций и программами ДПО», - сообщил Александр Петелин. Сейчас здесь функционируют 12 программ, основные - «Графический дизайн», «Лазерные технологии», «Разработка мобильных приложений» и др. Вуз работает по программам «50 плюс» и обучения граждан, пострадавших от пандемии коронавируса. В ТГУ нет СПО, поэтому преподаватели вуза не могут сами обучаться в программе «5000 мастеров», хотя, как заметил спикер, это было бы желательно. В прошлом году в рамках программы «50 плюс» вуз обучил 70 человек, в этом году уже было понятно, как работать с этой категорией. По словам Александра Петелина, это благодарные слушатели, хотя есть и негативные моменты, среди которых можно выделить сложность работы в дистанционном формате, в том числе с точки зрения технических настроек работы. В следующем году вуз планирует увеличить свою работу в проектах ДПО по Ворлдскиллс.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”