Представители органов управления образования обсудили вопросы цифровизации на форуме «Драйвер Сочи`22»

19 мая 2022г.

Ключевой темой мероприятия стала цифровая трансформация школ и СПО. В течение трех дней форума участники были задействованы в различных форматах: нетворкинг, дискуссия, кейс-сессия, форсайт и рефлексия, а также успели посетить образовательный центр «Сириус».

В ходе дискуссии «Цифровая трансформация образования: ситуационный анализ» участники обсудили возможности и барьеры на пути диджитализации: сопротивление родителей и педагогов и успешные примеры его преодоления, проблемы документарной нагрузки на учителей, возможности цифровизации родных языков, а также обменялись мнениями – пользу или вред несет обилие и доступность цифровых ресурсов и сред в образовательном процессе.

На форсайте участники работали в командах, в каждую из которых вошли представители органов управления образования, директора школ и педагоги. За два дня групповой работы на форсайте участники прошли путь от оценки глобальных трендов, влияющих на систему образования, до разработки конкретной дорожной карты цифровой трансформации своего объекта управления.

Обсуждая вопросы цифровой трансформации образования, участники сошлись во мнениях, что изменения нужны и способны облегчить жизнь как педагогам, так и ученикам. Для эффективного перехода на цифровизацию очень важно установить коммуникацию между представителями всех уровней образования, а также необходимо менять отношение участников образовательного процесса к таким изменениям. И главное, участники «Драйвера» четко увидели для себя возможность влиять на формирование образовательной стратегии на более высоком уровне.

«Я очень довольна, что приняла участие в этом форуме. Прежде всего потому, что здесь собрались специалисты — практики, обеспечивающие внедрение цифровых технологий в образование. Важно, что участники — это люди, работающие в системе "на разных фронтах": и учителя, и директора школ, и руководители разных подразделений региональных органов исполнительной власти. Именно в таком составе, на мой взгляд, наиболее целесообразно обсуждать различные вопросы, связанные с развитием системы образования, потому что для выработки наиболее правильных решений необходимо учесть все аспекты функционирования отрасли, — рассказала руководитель федеральных проектов Рособрнадзора, директор по развитию ГК «Просвещение», участник форума, Алтыникова Наталья.



На кейс-сессии «Драйвера» очень показательным для участников стал опыт Черноголовки (округа Московской области) по успешной реализации проекта в сфере государственно-частного партнерства. Ольга Михайлова, советник Главы Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка», рассказала о создании системы поддержки и развития городского образования внебюджетными средствами.

По инициативе Главы округа в городе была создана некоммерческая организация «Центр городского развития». Ее основной целью стала поддержка и развитие городского образования, а также благоустройство городской среды. В процессе работы было обнаружено, что Центр не может одновременно привлекать средства для финансирования школ, определять проблемные зоны и предугадывать эффект от денежных вложений. Появился запрос на формировании организации-эксперта.

При поддержке компании «Атлас Коммуникации» для чиновников города, директоров и педагогов образовательных организаций было проведено две стратегических сессии. Результатом стало формирование основных направлений развития образования в городе, а также создание общественной организации «Городская педагогическая Ассоциация».

Именно эта организация и стала экспертом в вопросах анализа педагогических программ и программ развития образовательных учреждений, а также в вопросах принятия решений о целесообразности их реализации.

За год в округе было реализовано несколько крупных программ по повышению квалификации учителей и воспитателей детских садов под запросы конкретных организаций. Некоторые из программ разработаны компанией «Атлас Коммуникации», в частности, программа преемственности «Детский сад-школа».

Также в округе была запущена в работу единая цифровая платформа для всего города. Платформа, которая позволяет педагогам, ученикам и родителям видеть, что происходит в образовательном процессе.



Наталья Алтыникова, руководитель федеральных проектов Рособрнадзора, выступила с кейсом, в котором рассказала о ходе реализации мероприятий по снижению документарной нагрузки на учителя. По ее мнению, очень важна автоматизация сбора данных и интеграция информационных систем в разных ведомствах. Ведь часто у школ запрашиваются данные, которые уже у этого ведомства имеются. Поэтому необходимо на федеральном уровне выяснять у каждого ведомства список необходимой и запрашиваемой отчетности от учителей и от школ, который упорядочит объем запросов. Также, Наталья напомнила, что Министерство просвещения РФ уже сделало градацию обязательных документов (к ним относятся журнал и рабочая программа) и остальные документы идут как рекомендованные. «Мы верим, что это поможет сократить бюрократическую нагрузку на педагогов», — добавила Наталья.

По итогам встречи сошлись во мнении, что органам муниципального и регионального управления, директорам образовательных организаций нужно больше неформального общения. Компания «Атлас Коммуникации» продолжит организовывать такие события.



Участники форума о Драйвере:

«Убежден, что любое общественное мероприятие можно считать успешным, если по окончании участники получают то, зачем приехали, получают ответы на те вопросы, которые хотели задать, получают контакты, которые были им необходимы, получают знания, которые можно эффективно применить, подняв уровень своей организации. Форум лидеров образования „Драйвер Сочи`22“, безусловно, можно считать успешным. Сессии Форума прошли на высоком уровне, обсуждаемые вопросы были крайне важны и конкретны. Огромная благодарность компании „Атлас Коммуникации“ за предоставленную возможность участия и конечно за полученный опыт и новые знания», — Сергей Глазков, начальник отдела информатизации и информационной безопасности, министерство образования Иркутсткой области.

«Важно, когда для обсуждения актуальных вопросов по образованию собираются представители разных учреждений (от учителей до сотрудников ОГИВ), с разных территорий России (от Дагестана до Иркутска). Благодаря такой широкой аудитории, можно увидеть и проанализировать достижения команды региона, плюсы/минусы своей работы, соотнести достигнутое с дальнейшими действиями. Очень полезной для себя считаю кейс-сессию, где участники регионов представили свои наработки, поделились достижениями и проблемами. Интересно было послушать об опыте Московской, Омской областей. Рада была выступить спикером от Пермского края. Здорово, что достижения нашего региона на пути цифровой трансформации были высокого оценены участниками. Это придало уверенности, что мы движемся в верном направлении и ЭПОС (Электронная Пермская Образовательная Система) продолжит развиваться на благо участников образовательного процесса во всех направлениях», — Екатерина Половникова, главный аналитик отдела цифровых решений в социально-экономической сфере управления методологии и архитектуры информационных систем, ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края».

«Спасибо вам за Драйвер! За возможность окунуться в творческую атмосферу командной работы; познакомиться с передовыми практиками разных регионов нашей страны. Новые формы сотрудничества и взаимодействия — это очень ценно как для профессионального развития, так и для личностного роста», — Елена Брицкая, заместитель директора по информатизации системы образования Региональный информационно-аналитический центр системы образования г. Омск.

«В рамках этого мероприятия появилось много идей и сложилось понимание, как развивать дальше образовательный комплекс Кировского района. Теперь мы знаем, что нужно менять и улучшать. А также понимаем, что нас ждет впереди. Пожелание одно — чаще встречаться!» — Марина Карова, заместитель начальника Управления образования Кировского района г. Екатеринбурга.



Изображение: Communication illustrations by Storyset

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»