Представители Нацсборной по профмастерству разрабатывают тренажер для работы на современных отечественных самолетах
Максим Горбунов и Газиз Хаметов – члены расширенного состава Национальной сборной по профессиональному мастерству. Сегодня на тренировках ребята работают над техническим решением по созданию специального стенда – учебного пособия, которое имитирует систему управления современными самолетами.
Тренировка проходит под руководством международного эксперта Ворлдскиллс Россия Норайра Хачатуряна и его заместителя Светланы Маркушевой в Ульяновском авиационном колледже — Межрегиональном центре компетенций в области обслуживания транспорта и логистики. Четыре года подряд учебное заведение входит в сотню лучших образовательных организаций России, реализующих проекты Агентства развития профессионального мастерства.
21-летний Газиз Хаметов работает на Казанском авиационном заводе. Он рассказывает, что тренажерный стенд поможет как студентам колледжей и вузов, так и работникам предприятий отрасли познакомиться с принципами конструкции и работы современных систем управления самолетами.
«Если бы в студенческие годы у меня была возможность пользоваться подобным тренажером, то обучение могло стать намного интереснее. Теоретические знания, подкрепленные практическими навыками, всегда дают отличный результат», – признается Газиз.
Сейчас ребята находятся на этапе проектирования и расчетов – они готовят техническое решение для будущей разработки. Сам функциональный стенд будет имитировать работу Fly-by-wire — системы управления самолетом, которая передает электрические сигналы из кабины экипажа (например, от ручки управления самолетом или педалей) к исполнительным приводам рулевых поверхностей. Сигналы передаются по электрическим проводам, отсюда и термин fly-by-wire, что дословно можно перевести как «полет по проводам».
По словам Норайра Хачатуряна, в планах его команды – работать над адаптацией системы российского авиационного образования к современной отечественной технике. Создание учебного пособия – первый шаг на пути к поставленной цели. «Сегодня нужно стремиться к тому, чтобы обучение в отраслевых колледжах и вузах отвечало требованиям времени, а студенты умели демонстрировать свои навыки на практике, - считает эксперт. - Уметь работать с особенностями воздушного транспорта той страны, где они живут и учатся, необходимо. Я часто нанимаю молодых специалистов на работу к нам в компанию, провожу стажировки и практики. По опыту могу сказать: практических навыков после учебы ребятам очень не хватает».
Норайр Хачатурян – действующий сотрудник авиационно-технического комплекса корпорации «Иркут». Организация обеспечивает полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники. Ее детищем стали такие пассажирские самолеты нового поколения, как МС-21, SSJ100 (сухой суперджет 100) и учебно-тренировочный самолет Як-152 – новое направление развития учебной авиации предприятия. Проект представителей расширенного состава Нацсборной и их экспертов как раз даст возможность детально познакомиться с системой управления первыми двумя самолетами.
После того как стенд будет готов, для начала его предложат для обучения студентов в местные образовательные учреждения.
В Ульяновске расположено старейшее и крупнейшее в России учебное заведение по подготовке летного состава – институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Оно реализует образовательные программы высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования, а также готовит работников высшей квалификации и выполняет прикладные научные исследования.
В планах у экспертов и конкурсантов компетенции – создать механизм дистанционного управления системами самолета с помощью электронных блоков. В этой работе команде будут помогать коллеги по сборной – представители компетенции «Электроника».
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”