Первый‌ ‌раз‌ ‌в‌ ‌первый‌ ‌класс.‌ ‌Как‌ ‌провести‌ ‌мониторинг‌ ‌готовности‌ ‌детей‌ ‌к‌ ‌школе?‌

02 августа 2021г.

Жизнь приобрела невероятную скорость: события сменяют друг друга настолько быстро, что мы порой не успеваем моргнуть. Еще Льюис Кэрролл предсказывал: для того, чтобы хотя бы оставаться на месте, надо все время бежать. Но сегодняшние дети в прямом смысле не могут усидеть на одном месте — они все вокруг изучают, трогают, рассматривают, постоянно отвлекаются...

А все из-за рассеянного внимания или недостаточного воспитания. Но что вообще такое воспитание? Это умение видеть пространство другого человека, умение считаться с ним. Воспитание — это умение быть сдержанным. Воспитание зависит не от того, насколько развит ребенок, сколько сказок он прочитал, а оттого, насколько он умеет считаться с другими.

 

Психологическая готовность ребенка к школе
В старшем дошкольном возрасте воспитание и обучение — ведущие виды деятельности. Продиагностировать ребенка старшего дошкольного возраста вдумчивому наблюдателю легко — достаточно просто посмотреть на то, как он играет.

В понятие психологической готовности ребенка входит несколько компонентов:

Мотивационный. Ребенок умеет ставить перед собой цели, стремится к развитию, то есть осознанно относится к учебе. Коммуникативный. Дошкольник готов к общению и взаимодействию со взрослыми и со сверстниками. Эмоционально-волевой. Малыш умеет контролировать эмоции и поведение. Интеллектуальный. Умеет думать, анализировать, делать выводы. У ребенка развита речь, он обладает достаточным словарным запасом и способностью рассказывать, говорить на доступные темы.  

Воспитание и образование всегда идут рука об руку. И если человек образован, но не воспитан, становится не по себе. Именно поэтому родителям важно четко проговаривать и соблюдать правила самим. Если вы учите малыша переходить дорогу только на зеленый свет, а сами перебегаете оживленную трассу вместе с ним в том месте, где и пешеходного перехода нет — ребенок вряд ли сможет понять, почему порой соблюдать правила жизненно необходимо.


В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка. Во-первых, формируется устойчивая система мотивов. Лучший вариант, если она будет формироваться с позиции здравого смысла и тех норм и правил, которые существуют в обществе. Во-вторых, зарождаются новые социальные потребности. В-третьих, происходит осознание своего социального Я. Ребенок пока не знает, каким он должен быть. Задача родителей — показать ему это. В-четвертых, закладывается стремление быть первым, лучшим в разных видах деятельности.

Важные психические функции, которыми обладает ребенок старшего дошкольного возраста:

Восприятие. Все эталоны закладываются в детстве, когда ребенок смотрит, слушает комментарии взрослых, понимает их отношение к происходящему, когда берет в руки какие-то предметы. Мышление: понятийное и логическое. Память. Все отличники в начальной школе — дети с очень хорошей памятью. Память — тот процесс, который можно и нужно развивать. Пространственные представления. Взаимодействие разных психических процессов и создание правильного восприятия пространства. С пространственным мышлением и восприятием связано чтение и письмо, а также изучение многих других предметов. Воображение и кругозор. Речь. Почти все психические процессы формируются через речь, проговаривание.
   

Чем больше видов деятельности предлагает ребенку взрослый, тем лучше формируется нейронная сеть малыша. Нейронные связи — основа любой нашей деятельности.

  Как развить ребенка до школы?
В хороших пособиях рисунки создаются художником совместно с педагогами-психологами и дефектологами, которые понимают особенности возрастного развития.

 

Если ребенка трудно заинтересовать какими-то заданиями, можно проконсультироваться у психолога или дефектолога: что не так, почему ему неинтересно? Возможно, есть какой-то недостаток развития, внимания, или восприятия.


Обычно ребенок с увлечением выполняет то задание, в котором он уже знает какого-то героя или предмет. Опора на что-то известное и получение новой информации об этом почти всегда будет вызывать интерес у малыша.

Задания, которые ребенок выполняет со взрослым, помогают отрабатывать важные для каждого человека навыки:

концентрироваться на задаче; следовать инструкции; наблюдать; делать выводы и озвучивать их; запоминать предметы в соответствии с учебной задачей.
Взрослый может дополнить задание из рабочей тетради и спросить, например:
Из какой сказки эти герои? На каком инструменте играет козлик? Как ты думаешь, какую мелодию он исполняет?

Полная статья – на сайте rosuchebnik.ru.

 

Читать продолжение →

 

Изображение на обложке – Background vector created by stockgiu - www.freepik.com

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»