Педагоги со всего мира расскажут о преподавании истории в школах
Конгресс состоится по инициативе Российского исторического общества и Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания, в нем примут участие международные организации, включая ассоциации учителей истории и научные центры.
Оргкомитет конгресса возглавляют сопредседатели — Министр просвещения России Сергей Кравцов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.
Подробнее
Группа компаний «Просвещение» выступает организатором секции, посвященной современной учебной литературе «Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя?».
Реальность, в которую погрузился весь мир, привнесла свои коррективы во все сферы жизни — появился дистант, новые форматы коммуникации. «Цифра» плотно вошла в нашу жизнь. Но значит ли это, что бумажным учебникам в школе больше нет места? Александр Данилов, модератор секции, д-р. ист. наук, профессор, автор учебников по истории считает, что учебник всегда останется учебником:
«Носители знаний могут и будут соответствовать исторической эпохе, как это было и раньше: глиняные таблички, папирус, пергамент, бумага, цифра... Завтра могут появиться такие носители, о которых мы сегодня не имеем представления. Будущее, на мой взгляд, за цифрой. Но до тех пор, пока мы живем в эпоху перехода в информационную цивилизацию, востребована будет и книга в её традиционном формате».
Школьники поколения Z во многом учат старшее поколение взаимодействовать с современным, цифровым, миром. Но как подстроиться под современность и при этом сохранить традиции и самобытность, если говорить об учебниках?
«Совершенно иные массивы информации и технические средства обучения привели к тому, что учебники из основного источника знания для школьников превратились лишь в один из таких источников. Важно помнить про главный смысл учебника — быть навигатором в море знаний, давать на каждом уровне образования адекватную систему обучения. Именно систему, а не сами знания», — рассказал Александр Данилов.
Может ли учебник быть основным источником информации в цифровую эпоху? Может ли учебник научить думать? На секции спикеры обсудят подходы к написанию учебников по истории для средней школы, которые существуют в разных странах.
Модераторы секции — профессор Кафедры всемирной и отечественной истории Университета МГИМО МИД РФ Татьяна Черникова и д-р. ист. наук, профессор, автор учебников по истории Александр Данилов.
Секция пройдет 6 октября в зале «Кулуар Гжели» с 10:00 до 18:00.
В рамках международного круглого стола «Опыт преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира» спикеры обсудят роль и значение событий в школьных программах разных стран. Количество часов на изучение параграфов, возрастные группы детей, трактовка основных событий Войны — в каждой стране свой взгляд на изучение сложной темы. Эксперты обменяются опытом и представят свои кейсы.
Модератором секции выступит Александр Чубарьян, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества, президент Ассоциации «ИПИИ», академик РАН.
Секция пройдет 6 октября в зале «Зеленая гостиница» с 10:00 до 18:00.
Гостей ждут еще пять тематических секций.
На секции «История в школе: Национальные традиции и инновации» участники обсудят опыт преподавания истории в разных странах, вопросы соотношения национальной и мировой истории в школьных программах.
Секция «Дистанционное обучение: вызов времени» будет посвящена теме дистанта, выбору инструментов и подходов, которые смогли бы повысить мотивацию школьников.
На секции «Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе» спикеры расскажут о Расширенном частичном соглашении Совета Европы об Обсерватории преподавания истории в Европе.
В рамках секции «Революции в мировой истории» состоится дискуссия о том, в каком объеме история революционных событий в разных странах должна быть представлена в школьных программах.
Спикеры секции «История в школе: зачем и для кого?» ответят на вопросы: должна ли история воспитывать? как научить ребенка отличать научное знание от ненаучного? может ли интернет быть полезным?