«Патриархальная Россия»: шедевры Кустодиева из крупнейших музейных собраний страны представили на выставке в Суздале

17 декабря 2024г., 15:49

В преддверии Нового года Владимиро-Суздальский музей заповедник открыл выставку «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия» в Крестовой палате Суздальского кремля. Экспозиция объединила знаковые шедевры русского живописца из десяти ведущих музеев страны.

«Работа команды музея передает тот дух города, ту особую атмосферу русской старины, которую мы любим и которой хотим поделиться со всеми гостями Суздаля. Борис Кустодиев творил как мастер, обладающий исключительной силой воли, любовью к своей стране и верой в красоту окружающего мира. Эта выставка является ярким завершением цикла мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия Суздаля», – отметила генеральный директор музея Екатерина Проничева.

Посетители выставки в Суздальском кремле смогут увидеть живописные и графические работы мастера из коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Русского музея, Третьяковской галереи, Бахрушинского театрального музея, Музея Академии художеств, музея-заповедника «Петергоф», Саратовского музея им. Радищева и других институций. Представленные произведения, охватывающие весь творческий путь Бориса Кустодиева, погружают в красочную атмосферу провинциальной жизни России на рубеже XIX–XX веков с народными гуляниями, ярмарками и православными праздниками.

Одним из ключевых экспонатов стало полотно «Масленица», созданное Кустодиевым в 1919 году. Тема этого народного праздника занимала мастера на протяжении нескольких лет. В его картинах, посвященных масленичным гуляниям, отразилось увлечение художника живописью старых голландских мастеров, что проявляется в обилии деталей. Автор разбивает сюжет на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные народные типажи – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры, цирковые артисты и гармонисты, – объединенные праздником и карнавалом.

Особое внимание также привлекает знаменитая работа «Купчиха, пьющая чай» 1923-го года, запечатлевшая неторопливый уклад усадебной жизни дореволюционной России. Картина стала одной из последних в ряду полотен художника на тему чаепития. Яркие цвета, декоративность произведения и образ самой героини перекликаются с традициями наивного народного искусства, ранних русских портретов и провинциальных икон, которые служили для Бориса Кустодиева одними из главных источников вдохновения.

Как рассказали организаторы, яркие и жизнелюбивые образы в работах мастера стали особыми символами эпохи, которую живописец стремился сохранить для будущих поколений. С помощью необычного архитектурного решения, благодаря которому удалось создать эффект «левитирующих» картин и сделать работы более доступными для живого восприятия посетителями, на предновогодней выставке получилось передать ощущение сказки в работах Кустодиева и особую красочность мира его полотен.

Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации