Новые точки роста в вузах: как будут готовить инженерную элиту
Уже в конце апреля стартует конкурс по отбору 30 российских вузов, на базе которых в этом году будут созданы передовые инженерные школы (ПИШ). Представители российских вузов рассказали о том, по каким направлениям готовят заявки и почему подготовка инженерных кадров сегодня играет особую роль в развитии страны.
Российские университеты, которые пройдут отбор в рамках конкурса, смогут рассчитывать на господдерджку. Ключевой задачей передовых инженерных школ станет подготовка высококлассных лидеров по лучшим мировым стандартам и передовым направлениям, которые поведут за собой студентов и коллег. Об этом ранее заявил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Вузы — победители конкурса должны будут не только создать школу, но и организовать студенческие стажировки, практики с наставниками из государственных корпораций и крупных высокотехнологичных компаний, а также переобучение преподавателей.
Вузовские команды, претендующие на грант, подготовку ведут давно и целенаправленно. Например, в Томском политехническом университете темой заявки выбрали цифровую энергетику, так как в вузе уже есть задел в виде научных кадров и индустриальных партнеров в этой области. При этом, по словам и.о. ректора ТПУ Дмитрия Седнева, в университете не воспринимают ПИШ как поддержку существующего направления.
«Я бы провел аналогию с селекцией растений, когда из исходного материала получается новое, другое растение. ПИШ позволит сложить новое фронтирное направление в ТПУ. Свою школу мы складываем не в проектной логике, а в программной, то есть для нас это игра вдолгую. Мы расцениваем ПИШ как возможность сформировать новую сильную точку роста в университете и при наличии защищенного финансирования отработать эффективные модели, инструменты, которые затем будут встроены в работу всего университета», — подчеркнул Дмитрий Седнев.
Московский политехнический университет в заявке на создание ПИШ концентрирует внимание на легковом автомобилестроении. По словам ректора Московского Политеха Владимира Миклушевского, в вузе работает два мощных центра, занимающихся автомобилестроением. Одному из них 14 лет, другому 25, и оба они выросли из студенческих конструкторских бюро.
«Мы определили приоритет в развитии передовой инженерной школы в Московском Политехе — это все, что связано с проектированием и строительством автомобилей, в первую очередь на электроприводе. Планируем заниматься механотроникой, телеметрией, разработкой нового типа кузова, в частности, из композитных материалов, а также аккумуляторами и бортовыми энергетическими установками», — рассказал Владимир Миклушевский.
Кроме того, в вуз уже привлекают специалистов, работающих на предприятиях, чтобы они обучали студентов азам своего дела.
«Московский Политех сотрудничает с КАМАЗом, «Автотором», НАМИ. Уникальный предмет, внедренный в образовательный процесс в Московском Политехе, — проектная деятельность. Наши студенты с первого курса работают над реальными задачами индустриальных партнеров и оканчивают вуз готовыми специалистами», — добавляет Владимир Миклушевский.
В Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ) Петра Великого уже созданы и успешно работают «Центр компьютерного инжиниринга», Центр компетенций «Новые производственные технологии» и научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии». Именно кадры, трудящиеся там, станут основой для ПИШ на базе СПбПУ, если вуз будет отобран по результатам конкурсного отбора.
Инженерные кадры — это основа промышленности, а высокотехнологичная промышленность — основа любой экономики, считает проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков. По его словам, в новой реальности чрезвычайно важно, чтобы инженерные кадры умели проектировать, производить и эксплуатировать высокотехнологичную продукцию. На повестке дня ключевые вопросы импортозамещения и импортоопережения, технологического суверенитета, конкурентоспособности экономики и национальной безопасности России.
«СПбПУ — ведущий университет, работающий с высокотехнологичными корпорациями над задачами-вызовами, которые по ряду причин не может решить промышленность. Для этого мы формируем смешанную команду, в которую входят представители заказчика (высокотехнологичной компании), опытные инженеры Центра НТИ СПбПУ и студенты старших курсов. Таким образом будущие инженеры на реальных проектах постигают основы и достигают вершин мастерства, работая совместно с наставниками; начинают видеть, как применяются технологии мирового уровня на практике, и учатся их использовать», — говорит Алексей Боровков.
Напомним, создание передовых инженерных школ вошло в перечень 42 стратегических инициатив Правительства РФ, направленных на повышение качества жизни граждан. На создание школ в 2022–2024 гг. из федерального бюджета выделят более 36 млрд рублей.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации