Новая субъектность образования: УМСО-2019 открылся в Уфе
Уфимский международный салон образования открылся в столице Башкирии 6 ноября. Его главная цель — объединить профессионалов в области новых образовательных технологий. Ведущие вузы страны знакомят гостей со своими программами и методиками, учреждения дополнительного и среднего профессионального образования — с преимуществами рабочих профессий, обучающие центры и школы проводят мастер-классы.
УМСО-2019 собрал 198 экспонентов. Партнером мероприятия стала Группа компаний «Просвещение».
«Система образования Республики Башкортостан стремительно развивается и ставит перед собой амбициозную задачу — войти в пятерку лучших региональных образовательных систем страны», — сказал на церемонии открытия салона заместитель премьер-министра республики Фанур Ягафаров.
В третий раз ведущие эксперты собираются на этой площадке, чтобы обсудить модернизацию сферы образования. Тема УМСО-2019 — «Новая субъектность образования» — подчеркивает, что в центре образовательной системы становится ученик. Директор Московского международного салона образования Максим Казарновский отметил: «Сегодня активная позиция учащегося заставляет систему образования меняться».
Увидеть, как именно меняется образование в мире в целом и Башкирии в частности, можно на стендах и мероприятиях участников УМСО-2019. «Самое главное, что в рамках выставочной кампании, стратегических сессий, тренингов, мастер-классов мы представим все те новации и инновации, которые уже появились в республиканской системе образования», — подчеркнул и. о. министра образования Республики Башкортостан Айбулат Хажин.
Так, гости салона познакомятся с социально-культурными проектами региона, узнают, как работают полилингвальные школы. Последним на УМСО-2019 посвятили интерактивную сессию. Две таких школы уже работают в Уфе. В планах — открыть в Башкирии еще 12 полилингвальных школ, выпускники которых будут в совершенстве говорить на иностранных и родных языках, напомнил Фанур Ягафаров. В сессии приняли участие главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова и специалист по продвижению Центра лингвистического образования Ирина Темнова.
Функциональная грамотность
Одной из важных тем салона стала функциональная грамотность. Согласно международным исследованиям PIRLS, TIMSS, PISA, проведенным в 2015–2016 годах, российские школьники показывают высокий уровень предметных знаний, но не умеют применять их для решения практико-ориентированных задач.
«По результатам PISA 90–95 процентов наших 15-летних школьников не достигают высоких уровней функциональной грамотности: они плохо умеют самостоятельно мыслить и действовать в сложных условиях», — пояснила Надежда Колесникова.
В чем причина такого результата? Большинство педагогов и учеников незнакомы с заданиями исследования. Каждое из них — это отдельный текст, где описывается проблема, которую нужно решить, используя полученные знания. Например, ученикам предлагается выяснить, насколько выгодна акция в магазине, рассчитать проценты по кредиту или подобрать оптимальные параметры температуры воды, освещенности и другие характеристики среды в новом аквариуме, чтобы в нем лучше всего жилось виртуальным рыбкам.
С подобными заданиями учителей и учеников знакомят пособия «Просвещения», среди которых «Математика на каждый день», задачники по географии, русскому языку и другие. Они помогают формировать умение использовать знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся.
Проектная деятельность и профильное обучение
Решать эту же задачу помогает исследовательская и проектная деятельность. О подходах к ее организации участникам салона рассказала ведущий методист «Просвещения» Ольга Плечова. Какие долговременные исследования могут проводить школьники? Например, мониторить показатели собственного здоровья, чтобы определить пределы своей выносливости и следить за тем, как они меняются. Еще один вариант — экологический мониторинг: с помощью тест-систем и цифровых лабораторий ребята могут оценивать качество воды, состояние воздуха и почвы.
Для развития навыков выполнения проектов «Просвещение» выпустило учебное пособие «Проектная мастерская» для 5–9-х классов. С его помощью ребята научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач. Для учеников этих же классов разработана серия пособий с исследовательскими и проектными работами по физике, химии, биологии. А для педагогов «Академия «Просвещение» организует курсы повышения квалификации, посвященные организации проектной деятельности в профильных классах.
Темой еще одного выступления Ольги Плечовой стало профильное обучение. Выбор профессии — одно из самых важных и сложных решений: нужно правильно оценить не только свои возможности, но и востребованность той или иной профессии. Узнать о современном рынке труда, выбрать предметы для сдачи ОГЭ/ЕГЭ, определиться с профилем обучения школьникам помогут тесты серии «Моя будущая профессия».
Для тех, кто это уже сделал, создана серия «Профильная школа». Пособия познакомят старшеклассников со спецификой той или иной профессии и помогут построить индивидуальную образовательную траекторию.
Уфимский международный салон образования завершится 9 ноября. Всего в программе около 200 мероприятий. Узнать расписание и зарегистрироваться можно онлайн.