Научный слэм на Российской креативной неделе: лечить депрессию с помощью бота, поручить дизайн искусственному интеллекту и спасать природу креативом
На фестивале «Российская креативная неделя», который проходит при участии Министерства науки и высшего образования РФ, состоялся Science Slam — состязание, в котором ученый должен за 10 минут рассказать о своём исследовании так, чтобы максимально заинтересовать публику.
Пять спикеров рассказали о креативе в его различных проявлениях, победителя определили зрители с помощью онлайн-голосования.
Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, в своем выступлении затронула аспект помощи людям с депрессией и ее лечения с помощью интернета. Через анализ социальных сетей ученые уже выяснили, что люди, склонные к депрессии, имеют тенденцию к пассивному потреблению контента, сокращая коммуникации с реальными пользователями, и главный показатель этого — большое количество аудиозаписей и подписок на интересные сообщества. Был создан алгоритм, выявляющий и диагностирующий эти признаки, он получил формат телеграмм-бота и в будущем может стать «карманным помощником» для широкого круга пользователей.
Александр Фенин, исследователь в сфере образования, в прошлом руководитель исследований в Яндекс.Учебнике и глава Центра продуктовых исследований в СберКлассе, в качестве темы для выступления выбрал исследования в школьных образовательных продуктах и личный опыт в этой сфере. Александр отметил, что неизбежный перевод образования в цифровой формат, помогающий делегировать часть обязанностей преподавателя роботу, ставит вопрос о качестве применения этих технологий учебными заведениями. Слэмер считает, что необходимо помнить о пользователе, его потребностях и о том, как он решает свои ежедневные задачи с помощью технологий. Только в этом случае технологии будут выполнять свою работу эффективно и по-настоящему облегчат жизнь.
Виктория Боос, кандидат экономических наук, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, попыталась найти ответ на вопрос «Как добиться креативности и развивать креативную индустрию, чтобы придать каждому городу собственный, узнаваемый образ?» Для изучения было взято 36 самых инновационных городов в мире, 6 креативных индустрий и множество людей-суперзвезд. Исследование позволило ученой сделать несколько выводов, которыми она и поделилась на Science Slam: каждому городу нужна уникальная история, яркие и творческие люди образуют сообщества, и возникает эффект синергии. При этом не стоит отказываться от политической поддержки, необходимо максимально использовать любые имеющиеся ресурсы.
Роман Косовичев, технолог в Студии Артемия Лебедева, сооснователь Николая Иронова, рассказал о том, как сделать хаотичный творческий процесс автоматическим и привел яркий пример: искусственный интеллект, занимающийся дизайном логотипов. Чтобы создать этот ИИ, Роман разбил творческий процесс на последовательные составляющие, которые проходит реальный дизайнер: анализ брифа, поиск образов, создание композиции, создание шрифтов, выбор цвета, подборка брендбука. В итоге больше года пользователи Сети были уверены, что работы «Коли» выполнены живым человеком. Завершая выступление, спикер отметил, что с помощью разбиения процесса на элементарные шаги может быть найдено эффективное решение любой творческой задачи.
Буляш Тодаева, промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития и преподаватель, подняла тему того, какой вклад креативные личности могут внести в решение экологических проблем. Спикер обратила внимание на то, что 80% экологического воздействия закладывается на этапе проектирования продукта. В это время любой дизайнер с помощью грамотной логистики может уменьшить степень негативного влияния на окружающую среду. Именно речь Буляш Тодаевой вызвала у аудитории наибольший отклик, и она стала победителем.
Авторы: Чазова Диана (НИУ ВШЭ), Гусакова Амалия (НИЯУ МИФИ)
Фото: Элина Гревцева (Московский государственный областной университет)
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации