Научить ребенка быть ответственным может только ответственный взрослый. Интервью с экспертом

01 июня 2019г.

Дошкольное образование только с начала XXI века стало полноценной частью государственной образовательной политики. Раннее развитие детей заслужило внимание исследователей и ученых, с одной стороны, а с другой – нового поколения родителей, которое осознало, что дошкольный период развития важен для будущего успеха и счастья взрослого человека. 

ФГОС ДО существует в России с 2013 года, ориентируя систему на развитие каждого ребенка и создания условий для его позитивной социализации индивидуализации. Но что означают эти слова на практике? Какие усилия необходимо прикладывать воспитателям и, что немаловажно, родителям, чтобы детство было действительно счастливым и «проживаемым» ребенком в соответствии с его особенностями и потребностями? 

Мы встретились с Еленой Георгиевной Юдиной, к.псих.н., профессором, зав. кафедрой управления дошкольным образованием МВШСЭН, экспертом Всемирного Банка, автор программ дошкольного образования «ПРОдетей» и «ОткрытиЯ» и многочисленных пособий для дошкольных учреждений, чтобы обсудить отечественную практику и ее реакцию на “дистанционный эксперимент”, международные тенденции и июньскую международную конференцию Университета детства.

– На дистанционном обучении многие родители столкнулись с банальной ситуацией: оказывается, их дошколята не умеют планировать день хотя бы в том минимуме, что требуется. Что делать в режиме самоизоляции, когда нет очной коммуникации?

Здесь два вопроса: во-первых, что делать педагогам с маленькими детьми в новой ситуации прерванной коммуникации, в которой мы все оказались, и во-вторых, когда начинать развивать у детей саморегуляцию? В этот непростой период надо было в новом онлайн-формате продолжать решать задачи, которые обычно решает детский сад. Сначала педагоги начали делать первое, что приходит в голову: стали в интернете читать лекции, чтобы продолжить программу детского сада. Очевидно, что этот формат совершенно не подходит для детей дошкольного возраста, особенно когда нет реального контакта с детьми. Ребенок может выдержать максимум 10 минут, затем он устает и перестает воспринимать то, что вы ему говорите. Однако затем выяснилось, что, наряду с трудностями, этот кризис обладает некоторыми дополнительными возможностями, которых нет в обычных ситуациях.

– Какими возможностями?

Мы столкнулись с тем, что дети и их родители оказались в одном пространстве 24 часа в сутки. Это, кроме понятных минусов, несет в себе, как оказалось, и плюсы: появилась возможность использовать эту детско-взрослую совместность пребывания, организуя совместное действие. У грамотных и мотивированных воспитателей я наблюдаю интересные решения. Они начали придумывать форматы с участием детей, воспитателей и родителей, которые, тем самым, как будто попадают в группу детского сада. Из посредников или контролеров родители становятся участниками группового процесса, начинают понимать, что обычно происходит в группе. Это дает возможность воспитателям в дальнейшем открыться в сторону семьи уже в реальности, тем самым заполучив семью в настоящие партнеры.



– Можете привести пример, в каких обучающих играх родители могут принимать участие с дошкольниками?

Я могу привести некоторые примеры из программ «ОткрытиЯ» или «ПРОдетей». Например, в программе «ПРОдетей» есть методика «Линейный календарь», предназначенная для формирования у детей начальных представлений о времени, навыков счета, математических и логических представлений. Воспитатели придумали, как дети         вместе с родителями делают дома такие календари, потом их сравнивают в онлайн-пространстве с другими семейными календарями, обсуждают. Придумывают, какие важные события можно на них отметить (дни рождения, праздники, день рождения котят, день грядущей прогулки на велосипеде и многое другое), чтобы потом можно было посчитать, сколько дней осталось до события. «Линейный календарь» развивает инициативу детей, помогает семьям участвовать в общем детско-взрослом действии, а это очень важно.  

– Родители школьников этой весной показали во многом, что не готовы разделять ответственность за образование детей с учителями. Как обстоит дело в дошкольном блоке? Насколько контактны родители?

Лет 10 назад я бы ответила немного иначе, чем сейчас. Раньше детский сад многими родителями воспринимался как «камера хранения»: работающие родители сдавали ребенка, чтобы вечером получить его в целости и сохранности и еще немножко образованным. С этой родительской установкой детскому саду, который искренне хочет привлекать родителей в свои группы, работать нелегко. Сейчас ситуация меняется: я все больше вижу родителей, которые следуют современным представлениям об образовании и роли семьи. Которым не все равно, что будет происходить с ребенком в детском саду. У них меняются установки относительно образования детей, запрос на самореализацию и самостоятельность ребенка растет. Родители, конечно, все разные, но становится все больше таких, кто готов прийти в детский сад и поучаствовать в жизни и образовании своего малыша. Вообще, «открытый» детский сад – это важно и для родителей, и для педагогов, а самый главный «выгодоприобретатель» – конечно, ребенок. Пока не все родители готовы встроиться в реальную жизнь группы, да и педагоги часто боятся открыться. Это понятно: есть тревога, что появится лишняя пара контролирующих глаз, многим воспитателям кажется, что возникают дополнительные риски. Однако мы видим, что те педагоги, которые преодолели этот страх, открыли свои группы для родителей, обнаруживают массу дополнительных возможностей, которых раньше даже близко не было.  Родители – лучшие, самые надежные партнеры воспитателям, с которыми их дети проводят так много времени. И именно в период эпидемии возникает возможность установить отношения доверия между детским садом и семьей, даже если раньше его было не так уж много.

– В вашей программе «ОткрытиЯ» именно свобода выбора названа одной из основ формирования содержания образования. Увы, немногие взрослые способны на ответственный выбор. В чем заключается подготовка воспитателя к работе?

Наши воспитатели проходят тренинги, на которых они осваивают содержание программы, но нам также важно, чтобы воспитатель научился делать ответственный выбор, почувствовал себя субъектом своего профессионального действия. В этой программе воспитатель принимает практически все решения. Если перед нами стоит задача научить ребенка делать ответственный выбор, то научить его этому может только тот взрослый, который сам умеет нести ответственность за свои решения. Конечно, программа требует от воспитателя делать все самому, решать все самому или с напарником, и это бывает нелегко. Но это так интересно, что тот, кто попробовал, через какое-то время уже не может вернуться назад и работать как раньше. Педагогом программы может стать любой воспитатель, единственное наше ожидание от кандидата в педагоги – мотивированность, желание делать образование для детей.  



– 1-3 июня пройдет Международная онлайн-конференция «Университет детства», посвященная дошкольному образованию, где вы выступите одним из главных спикеров. О чем будут ваши выступления? 

Мы с коллегой расскажем о правилах в жизни ребенка. Мы все живем, придерживаясь тех или иных правил. Ребенок – не исключение. Но почему одни дети придерживаются правил, а другие нет? Что нужно, чтобы ребенок действовал по правилу? Прежде всего, чтобы правило работало, надо, чтобы я был с ним согласен. Как обеспечить это согласие? Очень просто: сделать так, чтобы именно тот, кто должен правило применять, стал автором этого правила. Правила надо разрабатывать вместе с детьми, тогда ребенок с большей вероятностью его запомнит, будет понимать в чем оно состоит и зачем оно вообще нужно. Человек лучше всего помнит и делает то, что он сам решил, выбрал, придумал. При этом, конечно, важно не ставить перед ребенком слишком сложные задачи, а разрабатывать вместе с детьми понятные, простые и осмысленные правила их жизни в группе. Не стоит забывать: правила работают, когда выполняются всеми, для кого они разработаны, когда они понятны и их не слишком много. На практике на эти условия нечасто обращают внимание, а это важный аспект в развитии саморегуляции ребенка.



– На что, по вашему мнению, стоит обращать внимание родителям в рамках ежедневного взаимодействия с детьми?

Я считаю самым важным не столько заботиться о социальной успешности ребенка, его будущей «карьере» (мы с этим нередко сталкиваемся в родительских устремлениях), сколько следовать за детским интересом. Если придерживаться этого правила, то с гораздо большей вероятностью ребенок будет счастлив и, в результате – успешен, но в выбранном им деле. Кстати, именно счастливый ребенок – это цель всей системы образования в некоторых европейских, особенно в скандинавских странах. Эмоциональное благополучие – тот необходимый фон, на котором только и возможна личная активность человека, а в результате – развитие каждого ребенка.

Международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые практики» пройдет 1-3 июня. Мероприятие организовано при поддержке Рыбаков Фонда, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Группы Всемирного банка. Генеральный информационный партнер – Группа компаний «Просвещение». Регистрация на конференцию доступна по ссылке https://universityofchildhood.ru/.



Регистрация на конференцию доступна по ссылке:

Регистрация

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»