Наставить на путь истинный: эксперты обсудили роль наставничества в современной школе

01 марта 2021г.

Сессия «Роль наставничества в современных условиях управления образовательной организацией» проходила в рамках онлайн-форума руководителей «Экосистема образования – 2021». Эксперты обсудили вопросы возрождения института наставничества, разрушили навязанные шаблоны и мифы вокруг этого явления и поделились свежими взглядами. 

Актуальные темы, которые поднимались в дискуссиях:

Реальные, а не декларируемые ресурсы наставничества в современной российской школе

Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества...»

Подготовка педагогов образовательных организаций к наставничеству над школьными проектами

Опытные педагоги представили собственные кейсы и понимание основных характеристик наставничества, поделились алгоритмами внедрения и реализации наставнической модели в общеобразовательной школе.

С приветственным словом выступили начальник отдела координации работы с регионами ГК «Просвещение» Наталья Николаевна Агеева и профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, действительный член Международной академии образования, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Ильич Подольский. 

Эксперты разъяснили, почему в современной школе вышла на первый план проблема самоопределения и психоэмоционального неблагополучия подростков, рассказали, кто еще, кроме учителя, может стать наставником, и каковы реальные ресурсы наставничества.

О наставничестве в условиях управления образовательной организацией рассказала Ольга Витальевна Пополитова – зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», Почетный работник образования Российской Федерации. 

Спикер подчеркнула, что наставничество – это адаптация, обучение и сопровождение молодых педагогов в самом начале пути, когда более опытные коллеги помогают им войти в школьную жизнь, адаптироваться, погрузиться в корпоративную культуру и постичь процессы, которые происходят в школе. 



На роль наставника, объяснила Ольга Пополитова, не подойдет любой учитель с опытом работы – тут важно учитывать компетенции и подходить к вопросу детально. И порой, чтобы обеспечить полноценную работу наставника, нужно прибегать к другим инструментам:  

«Через три года после начала работы треть педагогов уходят из системы образования, потому что зачастую учитель остается один на один со своими проблемами. Чтобы минимизировать такой исход, нужно вовремя наладить обратную связь – анкетирование и опросы помогут узнать о реальных потребностях и запросах молодых коллег». 

Спикер сделала вывод: более эффективно и с удовольствием работают те молодые учителя, которые являются полноценными  членами педагогического коллектива, самостоятельными личностями, и стремятся к тому, чтобы постоянно развиваться. 

Наставничество – это, во-первых, ресурс для непрерывного профессионального развития педагогов, а во-вторых, источник вдохновения. 

Так считают Ирина Леонидовна Пронькина – руководитель проекта и соавтор целевой модели наставничества, директор федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR, член рабочей группы нацпроекта «Образование» по наставничеству; и Александра Сергеевна Зёлко – руководитель социально-педагогической лаборатории «Проектный инкубатор» Института образования БФУ им. И. Канта, член команды всероссийского проекта Global Mentoring Integrator.

Спикеры осветили нюансы непрерывного профессионального развития и пояснили, что настоящая вовлеченность педагогического сообщества в этот процесс является единственным показателем развития образования на уровне всей страны:

«Непрерывное профессиональное развитие влияет на всю систему образования: от школьного до вузовского. Оно позволяет ощущать уверенность в собственных силах и свободу выбора в получении знаний для решения ежедневных и профессиональных задач». 

К тому же – заметили эксперты – в стремительно развивающемся современном мире любому человеку, а в особенности педагогу, невозможно существовать в стагнации:



Александра Зёлко рассказала о социальном капитале как об отправной точке наставничества и заметила, что именно этот ресурс дает людям способность к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели:

«Социальный капитал – это пазл, который обогащает связи внутри образовательной организации, когда один работает на благо другого».

Эксперты пришли к выводу: наставничество — универсальная технология передачи личностного, жизненного и профессионального опыта через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

«Чтобы стать наставником, не нужно показывать свои грамоты и регалии. Начните с того, чем вы можете поделиться, чем богат ваш опыт и потенциал. Вспомните, какие навыки вы можете легко передать коллегам, и определите свою мотивацию».

В конце выступления спикеры поделились техникой «Призма опыта», которая поможет педагогам открыть новые стороны своей личности и получить важные инсайты — чтобы понять, какая схема наставничества действительно будет эффективной. «Каждый может быть одновременно наставником и наставляемым. Это неформальный, добрый, эмоциональный и вместе с тем четко выстроенный профессиональный процесс», – заметила Ирина Пронькина.

Присоединиться к онлайн-трансляциям второго трека можно будет 11 марта. Регистрация на мероприятие откроется 5 марта.

Подробная программа второй части сессии – на официальной странице.

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»