Началась апробация демонстрационного экзамена для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья
Проект реализуется по заказу Министерства просвещения РФ при непосредственном участии Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Апробация продлится до конца ноября. Работа будет проведена более чем в 40 субъектах России. Уже сейчас поступили заявки из 95 образовательных организаций, которые готовы включиться в процесс.
«В федеральном проекте “Молодые профессионалы” нацпроекта “Образование”, который на данном этапе находится на завершающем этапе пересборки в соответствии с национальными целями развития, утвержденными президентом Российской Федерации, обязанность сдавать демонстрационный экзамен к 2030 году предусмотрена для всех выпускников колледжей. Среднее профессиональное образование в нашей стране является общедоступным. Это означает, что все обучающиеся независимо от возможностей и ограничений здоровья должны иметь возможность получить квалификацию и на деле подтвердить качество своей подготовки в форме демонстрационного экзамена. Наша задача – создать для этого все необходимые условия», – сообщает заместитель директора Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обученияМарина Софронова.
По ее словам, во многих регионах уже реализуются проекты по созданию общедоступных условий для обучения людей с ОВЗ. Работают базовые профессиональные организации, создано 40 ресурсных центров, которые занимаются инклюзией. Сейчас важно систематизировать и масштабировать эту работу.
Первый этап – пилотная апробация механизма демонстрационного экзамена и адаптация оценочных материалов для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как подчеркивает директор департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»Данил Уфимцев, демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках апробации с участием обучающихся с разными видами нозологий проходит с соблюдением всех базовых принципов объективной оценки результатов подготовки (рабочих) кадров. Задания демонстрационного экзамена не подвергались изменениям. Адаптации подверглись комплекты оценочной документации по компетенциям, в том числе инфраструктурные листы и планы застроек площадок. «Адаптированные оценочные материалы предусматривают возможность создания дополнительных условий с учетом индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: увеличение времени, отведенного на выполнение задания, организацию дополнительных перерывов, использование необходимых технических средств, привлечение ассистентов для сопровождения студентов-инвалидов, – отмечает Данил Уфимцев. – Союз, как оператор демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, будет контролировать работу по адаптации оценочных средств и апробации процедуры демонстрационного экзамена с учетом имеющихся видов нозологий у обучающихся по программам среднего профессионального образования. Наша задача – сделать демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия универсальной процедурой оценки уровня знаний, умений и практических навыков, доступной для всех студентов, в том числе и с индивидуальными особенности здоровья».
По данным Данила Уфимцева, в апробации оценочных материалов будут задействованы 125 центров проведения демонстрационного экзамена из 40 субъектов России. Лидерами среди субъектов, принимающих участие в проекте по количеству компетенций, стали Республика Башкортостан, Хабаровский край, Саратовская и Липецкая области, г. Санкт-Петербург.
Работу по адаптации оценочных материалов и разработке методических рекомендаций по обеспечению проведения демонстрационного экзамена для лиц с ОВЗ и инвалидов по заказу Минпросвещения РФ проводит Московский государственный университет пищевых производств. На этот момент адаптировано 180 комплектов оценочной документации, в том числе 460 инфраструктурных листов по 130 компетенциям Ворлдскиллс Россия.
«Сейчас в нашем университете очень профессиональная команда: есть коллеги, которые всю жизнь занимались развитием инклюзивного образования. Мы работаем с экспертным сообществом и активно участвовали в развитии чемпионатного движения “Абилимпикс”. Мы видели, как на соревновательных площадках радикально менялось представление о профессиональных способностях людей с ограниченными возможностями здоровья. Они достигают высочайшего мастерства – надо только дать возможность это показать. Ведь очень важно уметь создавать безбарьреную среду для всех специалистов независимо от их физических особенностей. Нам сейчас предстоит огромная масштабная работа, результатом которой должно стать расширение возможностей людей с инвалидностью, в первую очередь возможности трудоустройства», – рассказывает проректор по учебно-воспитательной работе ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», эксперт в области развития профессионального инклюзивного образования Альбина Бикбулатова.
В последние годы Россия сделала значительный шаг вперед в формировании доступной среды. Среди людей с ограниченными возможностями здоровья много настоящих и успешных мастеров. Адаптация демонстрационного экзамена – это шанс для каждого показать свой профессиональный уровень и стать востребованным.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”