На отраслевом дне Минкультуры России на выставке-форуме ВДНХ обсудили реставрацию объектов культурного наследия

01 февраля 2024г., 20:53

В рамках отраслевого дня Минкультуры России на Международной выставке-форуме «Россия» в павильоне № 75 прошла экспертная панель «Реставрация культурных объектов: между служением и бизнесом».

Статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная выступила с приветственным словом и отметила важность темы реставрации культурных объектов. «Сфера реставрации достаточно фундаментальная, технологически зарегулированная, но у нас всегда есть возможность что-то изменить к лучшему. Панельная сессия «Реставрация культурных объектов: между служением и бизнесом» – это диалог сторон. Важно правильно его выстроить. Важно не потерять главное, сохранить и задать новый вектор развития», – сказала замглавы ведомства.

Юрий Бородаев, генеральный директор Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, рассказал, что в управлении АУИПИК – более 700 объектов культурного наследия. По его словам, работы по сохранению ОКН требуют огромных ресурсов, но решить данную проблему помогает привлечение инвестиций. Так, есть два действующих механизма: программы «Аренда за 1 рубль» и «Льготная аренда». У Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры есть опыт успешной реализации проектов по вовлечению в хозяйственный оборот ОКН. Например, «Здание Лермонтовских ванн, 1831г.» после реставрации вновь стало украшением Пятигорска и функционирует в качестве бутик-отеля, а в Доме Палибина в Москве теперь выставочный зал Фонда Святого Архангела Михаила и творческая мастерская «Прикосновение» по возрождению искусства вышивки икон.

Генеральный директор Реставрационного Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев в выступлении обратил внимание, что культурное наследие – это то, что объединяет людей разных национальностей, сословий, поколений и финансового положения. Именно культурное наследие формирует духовную парадигму нации. По его мнению, важна мотивация как для мастеров-реставраторов, так и для инвесторов.

Директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова рассказала, что из 1589 памятников культуры в Карелии 900 выполнены из дерева. Музей-заповедник «Кижи» – один из крупнейших в мире музеев деревянной архитектуры и крестьянской культуры. В коллекции музея 80 памятников деревянного зодчества XVII–XIX вв., в фондах музея более 60 тысяч предметов. В ходе реставрации церкви Преображения Господня Кижского Погоста и других памятников острова Кижи музеем «Кижи» накоплен уникальный опыт реставрации и консервации памятников деревянного зодчества, получивший высокую оценку профессионального сообщества во всем мире: ежегодные миссии ИКОМОС на о. Кижи и члены секции деревянного зодчества научно-методического совета Минкультуры России неизменно отмечали высокое качество реставрационных работ. На Кижском погосте продолжаются работы по проектированию внутренних инженерных сетей и внутренней системе пожаротушения церкви Преображения Господня, воссозданию икон «неба» Преображенской церкви совместно с ОАО «Газпром», Фондом «Кижи» и Санкт-Петербургской академией художеств им И.Е. Репина, проектированию реставрации с приспособлением к современному использованию церкви Покрова Пресвятой Богородицы совместно с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими.

По словам Елены Богдановой, важнейший вопрос — приспособление объектов культурного наследия для современного использования. В 2022 году музеем завершены реставрация и приспособление к современному использованию Дома Аникиных в деревне Ямка для нужд Всероссийского центра по сохранению деревянного зодчества им. В.С. Рахманова, а в 2023 году ООО «Вологодские реставраторы» завершили выполнение работ по приспособлению к современному использованию дома Тита Серого (1874 г.) в д. Дудниково. Также музей выполняет реставрационные и консервационные работы на других памятниках.

Директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Алексей Пахомов рассказал об особенностях реставрации настенных росписей в памятниках архитектуры. По словам Пахомова, сохранность монументальной живописи всегда зависит от состояния самой архитектуры, в которой она расположена, поэтому необходим комплексный подход. Реставрация памятника не может состоять только из практической деятельности – важной частью работы является научное изучение объекта: выявление и систематизация исторических и архивных данных, иконографических особенностей живописи, анализ использованных материалов, мониторинг условий эксплуатации. Все это позволяет выработать уникальные для каждого объекта методики реставрации.

Заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Валентина Музычук рассказала о социальных и экономических эффектах ревитализации культурного наследия. По словам Валентины Музычук, именно ревитализация – поиск нового функционала, введение в хозяйственный оборот – является действенным инструментом в деле сохранения ОКН. Благодаря этому процессу не только сохраняется культурное наследие как таковое и происходит его интеграция в общественную жизнь – также это новые рабочие места, в том числе по профилю реставрационного дела, комплексное развитие территории, на которой расположен ОКН (появляется сопутствующая инфраструктура, коммуникации). Коммерческое использование ОКН также повышает кадастровую стоимость земли и имущества, что приводит к росту налоговых поступлений, как и новые рабочие места.

В завершение дискуссии все участники подчеркнули важность подобных встреч, обмена мнениями и опытом. Результатом сессии стал продуктивный диалог музейщиков, реставраторов, специалистов по охране объектов культурного наследия и инвесторов.

Модератором дискуссии выступил главный редактор журнала «Охраняется государством» Константин Михайлов.

Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации