На XII Международном форуме «Технопром-2025» обсудили, как ПИШ решают проблему дефицита кадров

28 августа 2025г., 15:54

В рамках деловой программы XII Международного форума «Технопром-2025» состоялась панельная дискуссия «Роль передовых инженерных школ в кадровом обеспечении технологического лидерства». Модератором сессии выступил директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виталий Гришкин.

Цель мероприятия — обсудить, как проект ПИШ уже сегодня закрывает острый дефицит в инженерах для национальных проектов и что необходимо сделать, чтобы это сотрудничество вузов и бизнеса стало по-настоящему прочным и взаимовыгодным

В фокусе обсуждения были механизмы эффективного взаимодействия вузов и индустрии, ответы на вызовы дефицита инженеров и барьеры, с которыми сталкиваются молодые специалисты.

Директор образовательных проектов Госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин подчеркнул, что реализация масштабных национальных проектов, таких как развитие новой атомной энергетической технологии, требует принципиально новых компетенций, образовательных программ, новых баз, практик, новых подходов. Поэтому «Росатом» создает консорциумы с ведущими университетами для организации работы под конкретные задачи. Спикер привел в пример уникальную для мировой практики специальность «Атомные станции», подготовка по которой оптимально сконфигурирована под задачи концерна «Росэнергоатом». Он также отметил обнадеживающие результаты работы ПИШ, участвующих в проекте с предприятиями корпорации: «Мы даже берем больше, чем запланировали выпускников ПИШ. Это означает, что выпускники оправдывают надежды, которые на них возлагались».

Генеральный директор фонда НТИ Вадим Медведев акцентировал внимание на критически важных условиях для долгосрочного успеха проекта ПИШ после завершения этапа грантовой поддержки.

«Нам важно не сделать вузы заложниками нормативных требований. Не должно быть ощущения, что за любые решения сразу последуют строгие санкции. Основной риск — потеря мотивации индустриальных партнеров финансировать школы после окончания государственного гранта. Часто индустриальные партнеры растворяются. Почему? Потому что теряется мотивация — зачем мне это надо?» — отметил спикер.

Именно поэтому важным вопросом для устойчивости ПИШ эксперт назвал четкое регулирование интеллектуальных прав на разработанные технологии. Так, если права на результаты работы полностью отчуждаются в пользу компании, а научный коллектив распускается, университет теряет интерес к проекту. И наоборот, неясность с правами демотивирует бизнес. Таким образом, устойчивая модель финансирования ПИШ со стороны индустрии после гранта напрямую зависит от продуманной политики в области интеллектуальной собственности, которая гарантирует интересы и вуза, и партнера.

Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев поделился успешным опытом региона, где высокая концентрация научных институтов сочетается с развитым малым и средним бизнесом. Он подробно рассказал о работе ПИШ «Когнитивная инженерия» на базе НГУ, которая перешла от подготовки исследователей к созданию технологических платформ.

Среди них — разработка малых спутников для «Роскосмоса», создание уникального оптического оборудования для мегаустановки «СКИФ», проекты в области нефтегазового инжиниринга с «Газпром нефтью» и биомедицины. «Партнеры из «Газпромнефти» сами очень активно участвуют в жизни нашей передовой инженерной школы. Это не общение раз в месяц, а фактически еженедельный контакт, потому что компетенции наших ученых интересны корпорации», — привел пример Вадим Васильев.

Успех, по его словам, заключается в создании устойчивой финансовой модели, основанной не на разовых грантах, а на постоянных денежных потоках от лицензионных договоров и, в перспективе, создания продуктовых компаний.

«Если за срок существования ПИШ найти эти коммерческие составляющие — те же лицензионные договоры, — то и не придется ничего ждать. Ты становишься самостоятельным и стабильным финансовым субъектом. Следующим логичным шагом должно стать создание продуктовых компаний. Если передовые инженерные школы начнут их создавать, и никто им не будет в этом мешать, это будет большой прорыв. Это сильно ускорит коммерциализацию и даст совсем другие стимулы для команды», — подчеркнул министр.

Подводя итог дискуссии, можно отметить, что проект «Передовые инженерные школы» подтолкнул к глубинным изменениям в системе инженерного образования, заставив университеты и бизнес выстраивать прочные, долгосрочные и взаимовыгодные связи для достижения общей цели — технологического лидерства России.

С 2025 года проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».

Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации