Моя жизнь – мой выбор: ГЕРОИ помогли подросткам определиться с будущей профессией
Ребята проделали большую работу: прошли курс занятий с психологом-профориентологом, выполнили специальное профориентационное тестирование и, наконец, вышли в финал с защитой собственных проектов профессионального развития.
Выпускники программы составили свои первые «10 шагов к профессии», которые и представили на финальной части проекта экспертному жюри. Ребята рассказывали, какие критерии выбора работы для них являются первоочередными, в каких форматах им нравится работать и какие профессии соответствуют этим пунктам. Задача экспертов была, в том числе, определить, насколько логично выстраивается связь желаемого с действительным.
Например, подросток выбрал специальность «инженер-конструктор», но абсолютно уверен в том, что должность предполагает командировки и свободный график. Хорошо, если развеять собственные иллюзии удается до поступления в вуз на выбранную специальность — и в этом главная заслуга программы «Мой выбор».
Кто-то из ребят выбирает для себя работу продюсера, и все совпадает: желание работать в команде и активно общаться, управлять и создавать, реализовывать креативный подход. Но какие шаги предпринять, чтобы поступить в вуз мечты? И, собственно, какой вуз выбрать. Эти пункты также являются обязательными для программы.
Статистика потока выявила нетривиальные желания современного поколения школьников 8-9 классов: блогерство их уже не интересует, зато лидируют IT-специальности; работать в офисе ребята не хотят — им важен свободный график и возможность путешествовать; карьерный рост и заработная плата вышли на первое место в списке желаний, оттеснив даже интересы и общение в коллективе.
Эксперты заключительного этапа — представители современных креативных индустрий, космической отрасли, маркетинга, PR, СМИ и кино — выступили на защите в роли жюри с советами, задав немало «вопросов с подвохом».
«Иногда вопрос „Почему ты выбрал эту профессию?“ вообще не ключевой, потому что ответить на него не сможет и большинство взрослых. „Какую эмоцию ты хочешь получать от людей, работая?“, „Нужна ли тебе благодарность, важно ли будет одобрение?“, „Сможешь ли ты работать в рамках или хочешь всегда быть вне их?“, „Нарисуй мне свой день от утреннего кофе и корги рядом с ноутбуком“ — образное мышление ближе современному поколению, несмотря на выбор заработной платы как ключевого критерия. Молодым людям важно чувствовать себя на своем месте, а не просто ходить на работу, потому что так делают (якобы) все приличные люди», — комментирует Ольга Давыдова, директор по внешним коммуникациям «Просвещения», журналист и эксперт проекта.
Практически все ребята, рассказывая о планах на будущее, перечисляют пункты, посвященные олимпиадам, поиску способов получить дополнительные баллы (от ГТО — до волонтерства), практикам или стажировкам.
«Идти и пробовать — одно из главных верных решений подростков нашей программы и их родителей. Мы уделяем больше внимание работе с семьями ребят, так как влияние мамы и папы на выбор профессии одно из ключевых. И тут дело не в самой профессии, а в отношении к работе как таковой, к процессу, к коммуникации. Надеюсь, что все наши выпускники действительно опробуют себя в профессии до выбора вуза и попробуют развить в себе на стажировках навыки — от умения договариваться до планирования — требуемые для желаемого направления», — отметила Мария Польская, психолог-профориентолог проекта ГЕРОИ и наставник курса.
Программа «10 шагов к профессии» показала, насколько быстро могут измениться вкусы, потребности, желания, предпочтения ребят. Буквально за несколько занятий с профориентологом дети в корне меняют свое представление о мире профессий. Это настоящий интенсив, благодаря которому подросток сможет сориентироваться в огромном потоке информации о профессиональных направлениях, программах дополнительного образования, курсах, вузах и других возможностях для получения актуальных навыков.
Следующий курс для подростков стартует 11-12 декабря при поддержке Национального центра профориентации и обучения, Группы компаний «Просвещение», Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и онлайн-сервиса iRecommend Work.