Министр образования Московской области рассказал о проекте «Предшкола: стандарт детского сада»
«Предшкола: стандарт детского сада» — проект, который призван облегчить переход детей из дошкольного учреждения в начальную школу, помочь получить им все нужные знания и навыки и выстроить преемственность между двумя ступенями образования. Его запустили в Московской области в 2021-2022 учебном году в пилотном формате.
«Важность внедрения программы единого предшкольного образования была обусловлена отсутствием чётких критериев готовности ребёнка к первому классу. Поэтому мы сформулировали модель знаний и умений будущего первоклассника, а затем стали думать, какие современные методики позволяют максимально эффективно к этому прийти», — рассказал Илья Бронштейн.
Министр отметил, что стандарт работы предшколы создавало большое сообщество экспертов, объединившихся вокруг Московского областного центра дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета. В результате были разработаны:
региональный стандарт выпускника детского сада;
требования к учебному оборудованию;
особенности коммуникации с родителями;
порядок взаимодействия между воспитателями, школьными учителями, администрацией.
Важной особенностью предшколы является то, что учителя и воспитатели посещают занятия друг друга, а школьники и воспитанники детского сада участвуют в совместных мероприятиях. Первое, по словам министра, помогает эффективнее организовать процесс обучения. А пребывание в разновозрастных группах позволяет младшим ребятам воспринимать школьников как друзей и потом без стресса переходить в школу, а старшим — относиться к тем с позиции защитников.
Илья Бронштейн подчеркнул, что программа предшколы не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту. При этом единое планирование помогает достичь бесшовного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу.
«Под бесшовным переходом мы понимаем сопровождение ребёнка единой педагогической командой, в которую входят воспитатели, психологи, логопеды, учителя, администраторы. Они поддерживают его при переходе из детского сада в первый класс, знают про все его успехи или трудности. Педагоги подбирают соответствующие методики, учебные материалы, задания. Вот этот рубеж между разными образами жизни для ребёнка сглаживается, становится совсем незаметным», — пояснил Илья Бронштейн.
Он рассказал о том, что первые результаты работы предшколы обнадёживают: «Сады, участвующие в проекте предшколы, показывают более высокую готовность детей к школе. В следующем году они станут второклассниками, и мы посмотрим ещё и по оценкам, как у них движутся дела».
Министр отметил важность методической поддержки учителей и воспитателей, которую оказывают специалисты Центра дошкольного образования и Академии социального управления, а также роль таких компаний, как «Просвещение», в реализации подобных программ.
«Мало купить кубик — нужно понимать, что с ним делать. Должна быть прописанная методика. У “Просвещения” всё это есть (и оборудование, и методические разработки — прим. ред.), и мы рады этому партнёрству», — сказал Илья Бронштейн, подчеркнув глубокую проработку решений по оснащению, которые компания предлагает детским садам.