Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в панельной дискуссии «Роль и задача университетов в национальном проекте «Наука и университеты»» в рамках форума «Университеты 20
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в панельной дискуссии «Роль и задача университетов в национальном проекте «Наука и университеты»» в рамках форума «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь», который открылся сегодня в Университете Лобачевского.
Участники дискуссии обсудили приоритеты и основные мероприятия национального проекта «Наука и университеты».
Валерий Фальков подчеркнул: «Приоритет для университетов сейчас – это увеличение исследовательского потенциала. В XXI веке вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие. В России 724 головных вуза. Для тех из них, кто сможет стать по-настоящему исследовательским образовательным учреждением – это будет настоящий прорыв».
Второй приоритет, по мнению Министра, связан с объединением усилий Российской академии наук (РАН) и университетов для достижения масштабных целей. «На новом этапе в рамках нового национального проекта хотим сделать безусловным приоритетом – создание консорциумов». Он также добавил: «Консорциум – это инструмент, цель – объединить усилия академических институтов Российской академии наук, университетов и, конечно, бизнеса. Хотя, прежде всего, речь идет об объединении системы высшего образования и системы исследований и разработок», – сказал Валерий Фальков.
Еще одним важным направлением деятельности университета является умение работать со студентами. Валерий Фальков отметил: «Университет – драйвер развития территории и инструмент трансформации регионов. Наряду с исследованиями, университеты – это центр культурной и социальной жизни. У него должно быть три приоритета: интеграция, наука и молодежная политика, умение стать интересным для молодежи».
Глава Минобрнауки России добавил: «Партнерство с региональной властью – главная задача регионального университета».
Говоря о роли университетов в развитии регионов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил: «Для нас университеты – это прежде всего то, за счет чего можно трансформировать экономику региона. Вузы – основной драйвер, за которым потянется все остальное. Есть серьезные планы по изменению городской среды вокруг вузов, созданию комфортных условий для молодежи. Считаю возможным использовать здесь и возможности других национальных проектов, например, „Жилье и городская среда“. Если рядом с университетом удобно и интересно жить, создаются рабочие места, и молодые люди будут оставаться в родном регионе».
Президент РАН Александр Сергеев, говоря о приоритетах, связанных с развитием университетов, отметил важность качественного образования. «На первое место поставил бы приоритет, что университеты должны прежде всего хорошо готовить кадры для наших квалифицированных научных и высокотехнологичных работодателей», – сказал Александр Сергеев.
В ходе дискуссии также был затронут вопрос о нагрузке преподавателей. Валерий Фальков призвал ректорское сообщество обстоятельно и серьезно подойти к решению этого вопроса.
«Простых решений здесь нет. Необходима грамотная работа в части трансформации образовательной деятельности, тонкое взаимодействие с преподавателями. Иначе, тех задач которые мы здесь обсуждаем, мы не решим», – сказал глава Минобрнауки России.
Министр также подчеркнул важность участия представителей университетского сообщества в формировании государственной политики в сфере образования и призвал высказывать предложения.
«Было бы правильно, чтобы не только регулятор предлагал свое видение, но и университеты на принципах самоорганизации могли бы сказать свое слово. У нас есть несколько ассоциаций университетов, союзы, отдельные университеты имеют колоссальной опыт в части экспертизы, все это необходимо использовать», – отметил Валерий Фальков.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации