Кузница кадров — как представители бизнеса и вузы вместе готовят квалифицированных специалистов

09 марта 2022г., 14:17

Трудоустройство выпускников в первый год после окончания вуза с 1 марта стало одним из важнейших критериев аккредитационного мониторинга университетов. Самое эффективное решение этой задачи — взаимодействие образовательных организаций с представителями реального сектора экономики.
 
Для вузов-участников программы «Приоритет 2030» сотрудничество  с крупными корпорациями, промышленными предприятиями и региональным бизнесом стало одним из ключевых факторов. Представители учебных заведений поделились опытом и рассказали о преимуществах кооперации. 
 
По данным Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), именно благодаря взаимодействию с бизнесом показатель трудоустройства выпускников в вузе остается на неизменно высоком уровне: более 76% ребят получают направление на работу. Например, по ключевому для университета направлению «Химическая технология» этот показатель составляет 84%, а среди инженеров-механиков направления подготовки «Технологические машины и оборудование» сразу после получения диплома работу нашли 87% ребят.
 
Среди партнеров университета «СИБУР-холдинг», «Газпром», «Лукойл», «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим» и другие компании. Всего их более 840, от мелких, представляющих малый и средний бизнес, до крупных холдингов и корпораций. 
 
По словам начальника отдела содействия развитию карьеры КНИТУ Анны Алексеевой, на рынке труда наблюдается кадровый голод, особенно это касается молодых квалифицированных инженерно-технических работников. 
 
«За последние два года резко увеличилось число предприятий, которые обращаются за помощью в поиске и подборе соискателей на различные должности из числа наших выпускников», — говорит она. 
 
Для эффективного взаимодействия с такими предприятиями используются различные форматы: организуются очные и онлайн встречи, экскурсии на предприятия, используются возможности цифровой карьерной среды «Факультетус» для выстраивания карьерного пути выпускника по модели «Практика-стажировка-трудоустройство». 

«В 2021 году предприятие открыло двери как площадка для реализации практической подготовки студентов. С Казанским национальным исследовательским технологическим университетом компания «ЕвроХим» сотрудничает много лет — студенты КНИТУ ежегодно приезжают к нам на практику, многие трудоустраиваются в компанию. Крепкий фундамент теоретической базы, которую ребята получили в период своего обучения в вузе, рвение и желание  выстроить карьеру на производстве позволяют достичь высоких результатов за недолгий период работы», — отмечает ведущий специалист Административной группы АО «ЕвроХим-Северо-Запад» Мария Медведева
 
В последние годы активизировалась совместная работа университетов с промышленными партнерами в плане проектирования и реализации образовательных программ и их отдельных модулей по запросам предприятий. 
 
Например, в Томском политехническом университете в новом учебном году в результате совместной работы с бизнесом стартует прием на программы «Цифровая энергетика в нефтегазовой отрасли» (ООО «Газпромнефть Энергосистемы»), «Управление режимами электроэнергетических систем» (ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири), «Информационные технологии в электроэнергетике» (АО «Системный оператор Единой энергетической системы») и «Технологии ракетно-космического машиностроения» (РКК «Энергия»).

В Балтийском федеральном университете им. И. Канта в этом и следующем году стартуют программы по направлению «Техническая физика» (совместно с ОКБ «Факел»), «Материаловедение и технологии материалов» (совместно с АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «ОКБ «Факел»), «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» (совместно с АНО «Центр жилищного просвещения», ТСЖ «Лесопарковая») и другие. В Калининграде отмечают, что абитуриенты однозначно интересуются специальными программами, где партнером выступает реальный бизнес. 
 
«Программа «Солнечная энергетика и возобновляемые ресурсы» появилась благодаря подключению индустриального партнера, компании «Хэвел». При создании данной программы был полностью переработан учебный план, структура практик и общее содержание. В результате слаженных действий специалистов БФУ им. И. Канта и компании «Хэвел» востребованность магистерской программы выросла в 1,7 раза», — говорит проректор по образовательной деятельности БФУ им. И.Канта Ирина Фильченкова.

При этом потенциальные работодатели участвуют в экзаменах, предлагают актуальные для них темы выпускных квалификационных работ, формируют образовательные траектории учащихся, проводят конкурсы, а также выступают экспертами в студенческой проектной деятельности. 
 
Как отмечают в Сибирском федеральном университете, который уже сотрудничает более чем с 1,4 тыс. компаний, форматы привлечения новых партнеров могут быть самыми разными, и всегда это «дорога с двухсторонним движением». 
 
«То есть инициатива может исходить как от вуза, так и компании. Центр карьеры нашего университета регулярно расширяет базу партнеров путем ведения информационной и рекламной деятельности. Кроме того, ΗR-службы предприятий регулярно сами направляют информацию о потребности в тех или иных специалистах», — отмечает проректор СФУ Екатерина Сидоренко.
 
По словам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Артема Шохина, сотрудничество вузов и организаций бизнеса с каждым годом становится все более интенсивным. 

«Так, через участие в отраслевых советах по профессиональным квалификациям объединения работодателей напрямую участвуют в экспертизе федеральных государственных стандартов. В рамках механизмов проектного обучения компании становятся поставщиками задач для инженерных и ИТ-проектов студентов, помогающих развивать как специализированные профессиональные компетенции, так и универсальные компетенции, «софт-скиллс» — умение работать в команде и точно в срок — то есть развивать те качества, которые наиболее востребованы работодателями. Кроме, того, на расширение механизмов взаимодействия вузов и бизнеса направлены стратегические правительственные инициативы по развитию инженерных школ и технологического предпринимательства в университетах», — сказал Артем Шохин.
 
Представители бизнеса также отмечают преимущества сотрудничества с вузами. По словам Марии Гусевой, директора по персоналу «Технополис GS» (крупнейшего в России частного инновационного кластера радиоэлектронной промышленности), более 40% сотрудников компании — выпускники калининградских вузов.

«Мы активно сотрудничаем с региональными вузами и заинтересованы в талантливых и целеустремленных выпускниках. Более 40% наших сотрудников — выпускники калининградских вузов. С БФУ у нас давняя история сотрудничества. Нам, как крупному в регионе работодателю, сегодня не хватает ребят инженерных, технических специальностей.  Поэтому мы открыты для студентов, с удовольствием приглашаем на экскурсии на наше предприятие, знакомим с особенностями отрасли, всегда готовы предоставить место для стажировки. Нам принципиально важно, чтобы будущие сотрудники хорошо ориентировались в сложной технологической отрасли — микроэлектронике, которая требует опыта, глубокого погружения в сферу, готовности начать строить карьеру с рядовых позиций. Это сложно, но уверяю, это интересно и перспективно. И у нас есть истории успеха: выпускники БФУ по специальности «Радиоэлектроника» приходят к нам на позиции операторов и в течение 5-7 лет делают карьеру и занимают серьезные управленческие должности», — говорит Мария Гусева.
 
Напомним, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, представляя программу «Приоритет 2030», отметил, что главное условие ее реализации — расширение взаимодействия вузов-участников с региональным бизнесом. https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=35817

«Подобное сотрудничество является важнейшей частью программы, условием участия в ней. Один из треков называется «Отраслевое и/или территориальное лидерство». Это крупные социально-экономические проекты, которые университет реализует в регионе, либо технологические проекты, значимые для страны», — подчеркнул глава ведомства.

Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации