Кузбасс представил решения по цифровой трансформации образовательной среды
Проведение финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) стало мощным импульсом модернизации системы образования Кузбасса – региона, где проходило мероприятие. Министр образования и науки Кемеровской области Софья Балакирева отметила, что ключевым вектором модернизации выступила цифровая трансформация образовательной среды. При этом она обращает внимание на важность проработки принимаемых решений и оценки их эффективности: «От практических мелких шагов мы идем к обобщению информации и необходимости тестировать решения».
Процесс цифровой трансформации напрямую коснулся Новокузнецкого строительного техникума, который в дни проведения финала функционирует в качестве центра управления соревнованиями. 17 сентября техникум был официально открыт в новом статусе, теперь называясь Кузбасским колледжем архитектуры, строительства и цифровых технологий. «Преобразование потребовалось для того, чтобы формировать новые компетенции наших выпускников, – объяснил директор колледжа Андрей Феоктистов. – Мы готовимся выпускать уникальных специалистов и заложили в основу подготовки персонализацию образовательной траектории».
Структурные изменения потребовали трансформации образовательной программы колледжа, которая настроена в соответствии с рыночными запросами, в том числе в перспективе четырех лет, когда заложенные колледжем компетенции позволят обеспечить востребованность выпускников.
«Сейчас всё чаще говорят о продуктовых командах, которые создают готовый продукт, – рассказал Андрей Феоктистов. – Сборка команд и их взаимодействие происходит на цифровых платформах. Такие команды, сформированные во время учебы в колледже, в будущем могут формировать собственный бизнес». Цифровые решения также позволят учитывать достижения студентов, собирая их в портфолио для будущих работодателей.
Руководитель открытого в 2017 году первого Центра опережающей профессиональной подготовки, директор Сибирского политехнического техникума и председатель Союза директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области Виктор Лысенко отметил, что региональная образовательная экосистема строится на 7 принципах: образовательный дизайн (вместо федерального государственного образовательного стандарта), образовательный контент (вместо учебников), нелинейная образовательная среда (вместо стандартных программ), стирание пространственно-временных границ (вместо учреждений и расписаний), свободный выбор квалификации (вместо стандарта), смешанное обучение (вместо традиционного), диалоговый характер образования (вместо фронтальной передачи знаний).
«Если все эти 7 принципов, которые мы увидели для себя, для центра опережающей подготовки, для колледжа, вообще для профессионального образования Кузбасса, заработают, то их можно транслировать на всю образовательную систему», – подчеркнул он.
Заведующая лабораторией НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний Ольга Трубникова представила два примера практического применения цифровых технологий в индустрии здоровьесбережения. Первый проект связан с нейротехнологиями на службе медицины: предложенный институтом тренинг направлен на когнитивную реабилитацию пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями.
«Вторая технология представляет собой особый интерес для нашего региона – это организация виртуального рабочего места оператора горнодобывающего производства», – уточнила Ольга Трубникова. В ходе выполнения проекта будут разработаны рекомендации по психической эргономике рабочего пространства диспетчеров и операторов, работающих в условиях виртуальной реальности. Реализация этого проекта позволит создавать высокотехнологичные рабочие места на горнодобывающем производстве.
«Цифровое предприятие – это прежде всего организация, которая использует цифровые технологии для управления бизнес-процессами, сотрудниками, маркетингом», – отметил директор центра обучения кадров «СДС Азот» Сергей Тюменев, описывая контур цифровой трансформации и ее инструменты, работающие на развитие компании.
«Цифровая среда – это не просто переложение в цифру, а нечто большее: это умная аналитика, подготовка управленческих команд, ориентация на успех каждого участника, сетевое взаимодействие, вовлечение родителей и сообществ в процесс образования», – такое мнение высказала руководитель направления цифровой поддержки вузов Skyeng Education System Виолетта Усанова.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”