Как популяризовать естественно-научное образование? Инструкция от создателей III Всероссийского химического диктанта

21 мая 2021г.

Химия — один из тех предметов, с которым у большинства школьников и взрослых выстраиваются непростые отношения. Если бы существовала «химическая самооценка», в среднем она вряд ли была бы высока. А ведь с химией напрямую связаны процессы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

«Нам всем знакомы диктанты по русскому языку, истории и даже по географии, но химия почему-то вызывает сомнения в собственных познаниях. Очень зря. Для появления интереса к этой науке необходимы не столько точные познания в видах реакций и строении бензольных колец, сколько обыкновенное любопытство к происходящему вокруг тебя ежедневно», — делятся главной установкой создатели научно-популярного проекта, который стал не только всероссийским, но международным. Более того, имеет все перспективы превратиться в регулярную масштабную акцию.

В 2019 году участниками Диктанта стали 34 тысячи человек, а в 2021 — уже 166 тысяч. Такая статистика не может не радовать, так как свидетельствует о растущем интересе к естественно-научному образованию в среде школьников (83% участников Диктанта составили учащиеся, 71% из которых ученики 8-11 классов) и внимании к инициативе со стороны крупных просветительских проектов.



Организаторами мероприятия стали Группа компаний «Просвещение», Химический факультет МГУ им М.В. Ломоносова и Ассоциация учителей и преподавателей химии. К ним присоединились сразу несколько ведущих участников образовательной сферы, среди которых Московский международный салон образования, Цифровая образовательная платформа Skysmart, группа компаний ЛитРес, сайт о современных знаниях «Теории и практики», популярный образовательный канал «Химия — Просто», Международный онлайн-сервис профориентации ПРОФИЛУМ и многие другие.

Темой диктанта в этом году стала «Химия для настоящего и будущего». Специфика вопросов осталась в рамках традиционной для Диктанта, но нетипичной для классических форм проверки знаний. 25 вопросов, на которые можно было ответить онлайн и офлайн, были сформулированы таким образом, чтобы иметь прямую связь с окружающими нас явлениями. Даже не имея точного представления о числе электронов, орбиталях и формулах веществ, можно было применить жизненный опыт и научный подход и получить достаточно высокий балл.

Как отметил вице-президент по развитию ГК «Просвещение» Павел Зенькович, Диктант показал пример отличной работы инновационных образовательных форм: «Наши совместные с ведущими экспертами акции привлекают взрослых и детей к естественно-научному знанию не через упрощение науки, а через ее связь с реальным миром. И этот интерес растет: в прошлый раз для участия в химическом диктанте зарегистрировалось 34 тысячи человек, в этом году — впятеро больше».



Более того, поводом для гордости служит внимание зарубежных стран к Химическому диктанту. «Естественно-научное образование традиционно считается сильным в России. Но насколько привлекательным для зарубежных школьников? У нас появился ответ на этот вопрос благодаря статистике текущего года: 3,3 тысячи участников присоединились к нам из-за рубежа, были открыты онлайн-площадки в Испании, Китае, Узбекистане, Украине, Молдавии и даже США», — добавил Зенькович. 

В России самыми активными регионами-участниками Химического диктанта оказались Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Ставропольский край, Москва и Московская область, а также Ростовская область. 

Центральной площадкой диктанта стала Большая химическая аудитория Химического факультета МГУ в Москве, откуда велась прямая трансляция.

Декан Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН Степан Калмыков прокомментировал итоги мероприятия: «Диктант проходил на 550 онлайн- и офлайн-площадках в течение 48 часов 15 и 16 мая. Мы видим, что число регистраций превысило 166 тысяч человек — охват получился настолько большим, что Химический диктант из всероссийского стал практически всемирным».



Результаты Диктанта можно назвать достойными: среднее число правильных ответов составило 17,9 из 25. Участники смогут узнать свою отметку в личном кабинете после 20 мая на портале химдиктант.рф, и там же можно будет ознакомиться с заданиями Диктанта. Организаторы уверены, что подборка вопросов станет отличным методическим материалом для педагогов, заинтересованных в популяризации химии. 

Председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, к.п.н. Людмила Левина отметила, что популярность Диктанта, растущая с каждым годом, во многом является заслугой региональных учителей, влюбленных в свой предмет и работу: «Химия начинается с хорошего учителя, способного объяснить сложные понятия. Задания диктанта составляли преподаватели, которые готовят к олимпиадам самых химически подкованных школьников. И хочу сказать, что написать задания для химического диктанта порой намного сложнее, чем составить задачи для олимпиадников».



«Незнание химии ведет к хемофобии, — подчеркнул в своем выступлении на открытии диктанта директор Института органической химии РАН, академик Михаил Егоров. — А ведь уберите химию — и мы сразу вернемся в каменный век. Пора менять страх на любовь к химии, и закладывать ее нужно, конечно, в школе».

Наибольшее затруднение у участников Диктанта вызвали вопросы, посвященные бытовым хитростям с устранением запаха сероводорода и поиску общих свойств различных соединений. Одним из самых интересных заданий, по отзывам участников, стал вопрос про молекулярный водород в космосе: ведь молекул водорода намного меньше, чем атомов из-за высокой температуры. 

Положительные эмоции у школьников и взрослых вызвали также геймифицированные результаты – за прохождение Диктанта система выдавала каждому участнику химического супергероя, среди которых: Медный Феникс, Бегущая Ртуть, Росомаха Вольфрам и Капитан Водород. Своим результатом и супергероем можно поделиться в сети с хештегом #ХимическийДиктант.

Диктант прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российского союза химиков, Благотворительного Фонда Андрея Мельниченко и Российского химического общества имени Д.И. Менделеева.

Фотографии предоставлены Александрой Кучеровой, пресс-служба химического факультета МГУ.

Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»