Как остановить распространение экстремизма в подростковой среде?

01 декабря 2019г.

Участниками круглого стола стали 

Кристина Колесникова — директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение», основатель всероссийского проекта «Родительский университет: PRO-родители».

Елена Кузина — ведущий преподаватель и автор программы «Коучинг для деловой среды» Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД РФ.

Григорий Пащенко — руководитель проекта «КиберМосква».

Сергей Гуров — основатель и автор проекта ГЕРОИ, член Совета отцов, эксперт в комиссии по работе с вопросами подросткового экстремизма.

Алексей Лакин — блогер и независимый журналист.

Модератором мероприятия выступил Алексей Чегодаев, директор по развитию Фонда «Отцовство», председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка.

«Хотелось бы сегодня максимально осветить вопрос с точки зрения фактов. Как отец хочу обратить ваше внимание на следующее: тема сейчас важна решениями. Во многих вопросах их до сих пор нет. Более того, в своей молодости мы не сталкивались с такими проблемами, они актуальны и совершенно незнакомы. И потому иногда родители даже не представляют, что сами могли способствовать подобному поведению своих детей», – предварил обсуждение Алексей Чегодаев. 

Эксперты обсудили сам термин «экстремизм» и пришли к выводу о его непрестанном расширении в обществе, во многом за счет различных деструктивных организаций, вовлекающих подростков в антисоциальное поведение. Противодействие экстремизму, как отметил Сергей Гуров, уже перестало быть задачей государства, особенно когда негативно влияющие на поведение ребенка течения переходят в цифровую среду.

«Силовики и полиция не могут заниматься профилактическими мерами. У них другие задачи. Поэтому вопрос профилактики и предотвращения экстремизма лежит в основном на родителях, наставниках и педагогах. Но самый важный фактор, который стоит держать в уме, что мы живем в цифровое время. И за счет доступности информации и слабого контроля информационных потоков дети быстро увлекаются, идут за чем-то неизведанным», — отметил основатель проекта ГЕРОИ. 



Статистика показывает, что распространение экстремизма в подростковой среде связано не только с активизацией запрещенных организаций, но и с низким социальным иммунитетом у детей. 

«Мы упускаем такой важный шаг, как информирование детей. Просто потому, что порой мы сами не успеваем воспринимать информацию адекватно среде, времени и ситуации... Современные дети ищут свободу, защиту и сообщество, романтику с возможностью реализации. Никто не объясняет молодежи, что свобода — это вопрос внутреннего состояния, а не принадлежности к какой-то организации», — подчеркнул также Сергей Гуров. 

Психолог и автор программ для родителей подростков Елена Кузина подняла важнейший вопрос о причинах высокой вовлеченности детей в экстремистскую деятельность. По мнению спикера, все дело в чувстве единства и сопричастности, которое часто отсутствует во внутрисемейных отношениях:

«Ребенку будет хорошо в той семье, где родители говорят про него, а не про политическую ситуацию в стране. Любая экстремистская организация дает ребенку ощущение сопричастности, ощущение единомышленничества: ты один из нас, мы с тобой одной крови, мы принимаем тебя любого. И в этом ключевое отличие деструктивной среды от родной семьи — часто родители не принимают своего ребенка таким, какой он есть». 



Психолог отметила, что главная задача родителей состоит в том, чтобы разглядеть его — ребенка — генетические предпосылки, а не пытаться навязать с пеленок чуждые ему занятия. «Просто начните с себя. Нельзя менять ребенка, не меняя самого себя и не меняя семейную систему», — подчеркнула Кузина. 

Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение» и основатель всероссийского проекта «Родительский университет: PRO-родители» затронула важнейшую тему организации воспитательного процесса в образовательных организация и в самой семье. 

Спикер привела примеры лучших форматов воспитательной работы в школах. В их числе активное участие педагогического коллектива в формирование толерантного сознания у подростков, а также воспитание «самости» — всего, что относится к самоопределению и самосовершенствованию. Все эти практики вводятся в виде каких-то занимательных активностей, ролевых игр и других интересных форматов, заимствованных у психологов. 

«Зачатки агрессивного поведения есть практически у всех подростков. Поэтому задача педагогов и родителей — изменить свои реакции и отношение к действиям подростка — именно от этих факторов зависит, будет ли ребенок продолжать эту активность… Травля в школе — тоже пример деструктивного поведения. И дети очень неохотно об этом говорят. Они не любят разбирать эти эпизоды, не хотят пропускать эти истории через себя. И задача педагогического сообщества и родителей — пресекать возникновение ситуаций травли», — рассказала Кристина Колесникова. 

Также спикер отметила важную тенденцию — создание рабочих групп, занимающихся вопросами воспитания и единой методологии, на уровне Министерства образования и всего государства. Так эксперт напомнила, что с 2021 года начнет действовать Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», рассчитанный на детей, подростков и молодежь. 



«Если сами дети будут генерировать контент для детей, а мы им будем просто помогать, то так мы быстрее сможем заместить деструктивное конструктивным. И совместно с проектом ГЕРОИ мы смогли создать контент такого формата — это просветительский сериал о России: "Посмотрим: Россия глазами детей". Первый сезон уже отснят, 24 ноября состоялась премьера первой серии в лагере "Орленок"», — поделилась Кристина Евгеньевна. 

Алексей Лакин, блогер и независимый журналист, рассказал о необходимости создания современных форматов коммуникации, «опережать» вербовщиков, брать на вооружение их же приемы, которые так хорошо действуют на детей. 

Вербовщики, как отметил спикер, используют самые больные точки, чтобы спровоцировать в подростке чувство угнетенности, ощущение несвободы, все то, что в нем уже и так существуют. 

«Родители и педагоги могут самостоятельно создавать возможности для выплеска энергии детей — это могут быть подкасты, видеоблоги, дебаты. Такие форматы дают ребятам возможность проговорить, что у них на душе, услышать чужие мнения и даже поспорить в безопасной культурной среде», — советует Лакин. 

К тому же, продолжил журналист, именно такие практики приучают обдумывать свою позицию, глубоко погружаться в ту тему или точку зрения, которую собирается представить подросток. 

Детей необходимо обучать журналистике, блогерству. И это хорошая основа для того чтобы стать лидерами в своей среде, или, по крайней мере, быть способными выстраивать коммуникацию: «Мы сами должны опережать вербовщиков и быть в курсе всех повесток. Объявить, например, экологическую кампанию, чтобы дети стали проявлять инициативу в этой области». 

Заострил внимание на кибербуллинге и угрозах цифровой среды Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква». Эксперт рассказал, что новая точка входа подростков в деструктивное поведение — это взлом. 

В таком случае злоумышленники взламывают переписку в соцсетях, камеры ноутбуков, и с помощью шантажа и угроз заставляют подростков совершать преступные или деструктивные действия. 

«Мы часто спрашиваем подростков, зачем они проводят время в интернете. 90% детей отвечают, что хотят денег и славы. И действительно, 13-летние тиктокеры получают по 200-300 тысяч рублей в месяц. Но так прославиться удается далеко не всем, поэтому 15-летние девочки продают свои интимные фотографии, а мальчики инсценируют собственное избиение, чтобы заработать на пабликах и каналах, где уместны фото и видео с таким содержанием», — делится подробностями спикер.

Проблема в том, что у сегодняшних террористов есть компании, которые производят программные продукты. Через простое приложение для обработки фотографий экстремисты могут получить очень много личной информации и начать давить на больные точки ребенка. Что в этом случае могут сделать родители? Для начала необходимо научиться подавать пример своим детям, так как мамы и папы, по результатам опросов, для 76% детей 12-16 лет не являются авторитетом. И только потом необходимо переходить к конкретным действиям: 

«Дети в 11-12 лет прекрасно понимают, как обходить блокировки и настроить VPN. Поэтому наша главная задача — обучать детей информационной безопасности, чтобы они, в свою очередь, могли обучать своих родителей. Обязательно проверяйте, какие приложения дети устанавливают на телефон», — поясняет спикер. 

Трансляцию круглого стола можете посмотреть в записи 



Источник: Официальный ресурс издательства «Просвещение»