К столетию Всеслава Горецкого — создателя знаменитого «Букваря» и автора «Просвещения»
«Имя Всеслава Гавриловича Горецкого в России знакомо, без преувеличения, всем!
Трудно найти в нашем образовании ещё одного ученого-педагога,
книга которого хоть какое-то время лежала бы на столе в каждой российской семье!
У Всеслава Гавриловича такая книга есть — „Букварь“».
(канд. пед. наук Соловейчик М. С.)
Всеслав Гаврилович Горецкий. Жизнь в наукеВсеслав Гаврилович Горецкий — известный ученый-педагог, филолог, специалист по обучению грамоте, методике преподавания русского языка и литературного чтения, русскому языкознанию, общей педагогике, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, шеф-редактор всероссийского научно-методического журнала «Начальная школа», главный научный сотрудник Центра общего среднего образования Федерального института развития образования.
Горецкий В. Г., 1983
Коренной москвич, он родился в 1924 г. в семье студентов Петровской (Тимирязевской сельскохозяйственной) академии. Трудовой путь его начался в ноябре 1942 г., в годы Великой Отечественной войны. После войны Всеслав Гаврилович окончил Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина и в 1951 г. стал работать учителем сельской школы в Калужской области.
В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию, в 1986 г. — докторскую диссертацию на тему «Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательных школ».
Спектр научных интересов В. Г. Горецкого был широким. Предметом его исследований стали проблемы начального языкового и литературного образования во всей их многоаспектности применительно к школе и вузу.
В научных трудах В. Г. Горецкого, перечень которых насчитывает более 300 работ разных жанров, нашли отражение такие актуальные вопросы, как содержание школьных курсов русского языка и чтения, методика обучения грамоте (подготовительный и основной периоды) и первоначальному письму, всем видам речевой деятельности, методика чтения, реализация принципа частотности в порядке расположения букв изучаемых звуков на этапе обучения грамоте, взаимосвязь языкового образования, речевого и литературного развития младших школьников, внутрипредметные и межпредметные связи в процессе изучения русского языка и литературы, дифференциация и индивидуализация обучения.
Научные взгляды В. Г. Горецкого реализованы в учебно-методических комплектах для начальной школы и вузов, которые уже более пятидесяти лет издаются ведущими педагогическими издательствами России. Это программы «Обучение грамоте и развитию речи», «Литературное чтение», программы по объяснительному (литературному) чтению; учебники «Букварь» (1969—2001), «Азбука» (1982—2001), «Азбука-скороучка» (1996), «Московская азбука» (1998); пособия для учителей начальных классов: «Обучение в 1/2/3 классе» и др., многочисленные методические письма и рекомендации; учебные пособия для педагогических вузов, в том числе «Методика преподавания русского языка в начальных классах» (раздел «Методика обучения грамоте»), и педагогических колледжей. Учебник «Русская азбука» (в соавторстве) используется в школах Российской Федерации в качестве стабильного с 1995 г. Комплекты «Азбука», «Русский язык», «Литературное чтение» переиздаются с коррективами до настоящего времени. Учебники рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации и включены в федеральный перечень.
Поздравление от издательства «Просвещение», 2008
Одной из важнейших отличительных особенностей букварей В. Г. Горецкого, которые он создал в соавторстве с В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, является насыщенность этих книг разнообразными материалами для чтения, что стало возможным благодаря новаторству в определении порядка расположения букв изучаемых звуков, который установлен на основе принципа частотности. Раннее введение в «Букварь» букв, обладающих наибольшей частотностью, т. е. букв, которые чаще других встречаются в разного рода текстах, расширяет границы для существенного повышения содержательности букварных материалов. Принцип частотности, отражающий важную закономерность, объективно существующую в русском языке и речи, учет сочетаемости отдельных букв в пределах основных слоговых структур, ориентировка на создание оптимальных условий для решения специфических задач обучения детей первоначальному чтению и письму позволили установить в новом «Букваре» иную, чем раньше, последовательность расположения букв изучаемых звуков. Новаторской и существенной особенностью «Букваря» В. Г. Горецкого и его соавторов и сориентированной на него методики обучения грамоте явилось также выделение вспомогательных единиц чтения — одного или нескольких согласных за пределами гласного или слияния в рамках отдельного слова.
Знаменитые «Букварь», «Азбука» и «Русская азбука» Горецкого — беспрецедентное явление в жизни всей нашей страны не только по популярности в профессиональном мире, продолжительности и массовости их использования учителями школ России и школ с русским языком обучения за ее пределами, но и по уникальности и выверенности заложенных в них методических подходов, гарантирующих достижение высоких результатов обучения. Это первые книги в жизни каждого гражданина нашей страны, дающие ему начала нравственности, воспитанности, образованности, развитости, открывающие дорогу в будущее.
В марте 2009 г. Всеслав Гаврилович закончил работу над новой «Азбукой», которую адресовал первоклассникам XXI в.
Большое место в научной биографии В. Г. Горецкого занимала его педагогико-просветительская деятельность.
Много лет (с 1968 г.) Всеслав Гаврилович преподавал в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина, Московском библиотечном институте, заведовал кафедрой на факультете начальных классов Московского государственного заочного педагогического института (1976—1980); являлся почетным профессором Московского гуманитарного педагогического института.
Талантливый ученый, деятельный организатор науки, В. Г. Горецкий долгие годы разрабатывал и активно участвовал в практической реализации многих общих проблем начального образования. Он был членом Учебно- методического совета Министерства просвещения СССР, членом проблемного совета по начальному обучению при Президиуме АПН СССР, членом ученых комиссий по проблемам подготовки учителей начальных классов Министерства просвещения РСФСР и СССР.
Долгие годы В. Г. Горецкий руководил семинарами для учителей, которые работали на базе института школ Министерства просвещения. Встречи В. Г. Горецкого с многотысячной армией учителей начальных классов на семинарах и конференциях в разных регионах России — это выдающееся явление по той неоценимой помощи, которую он оказывал преподавателям, и той безграничной любви, которую аудитория дарила ему, лектору, с которым слушателей связывала большая профессиональная жизнь: практически в каждом зале сидели его бывшие студенты, практиканты, стажеры, коллеги, соавторы, активные пользователи его книг и учебных пособий.
В. Г. Горецкий создал свою научную школу, у него осталось много учеников. Под его научным руководством было успешно защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.
В самых дальних уголках России знают журнал «Начальная школа» В. Г. Горецкого, который при его умелом руководстве и авторском участии сформировался в современном виде и приобрел статус научно-методического издания.
На юбилее «Начальной школы»: В. Г. Горецкий, Н. Н. Светловская, С. В. Степанова, Д. Д. Зуев, 2008
Научные идеи В. Г. Горецкого получили международное признание. Он работал за рубежом (Германия, Швеция), преподавал на краткосрочных курсах русского языка в странах Европы, участвовал в работе съезда Международной ассоциации по чтению (США, 1993); некоторые его работы переведены на немецкий и болгарский языки. Им созданы учебники «Родное слово» для белорусских школ с родным языком обучения, учебники русского языка для эстонских школ.
Труд В. Г. Горецкого был отмечен рядом правительственных наград: медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», двумя орденами «Знак Почета», орденом Дружбы народов, многими профессиональными медалями (в том числе медалью К. Д. Ушинского), грамотой Академии российской словесности и медалью в память 200-летия А. С. Пушкина «Ревнителю просвещения». В. Г. Горецкий — отличник народного просвещения, отличник печати, профессиональный журналист, член Союза журналистов России, Советов по международному сотрудничеству в области литературы.
Всеслав Гаврилович Горецкий. Учитель, соратник, друг…Его имя известно всей РоссииНачальная школа... Первые годы школьной жизни ребенка... Можно ли в отечественном образовании отыскать имя, с которым ассоциировались был эти понятия, которое бы их отражало и вбирало?... Можно. И имя это — В. Г. Горецкий!
С начала 80-х г. прошлого века миллионы маленьких школьников 1 сентября с трепетом берут в руки книгу, которая знаменует новый этап в их жизни, вводит в мир других книг и открывает дорогу к дальнейшему образованию.
Имя Всеслава Гавриловича Горецкого в России знакомо, без преувеличения, всем! Трудно найти в нашем образовании еще одного ученого-педагога, книга которого хоть какое-то время лежала бы на столе в каждой российской семье! У Всеслава Гавриловича такая книга есть — «Букварь».
В. Г. Горецкий в содружестве со своими коллегами совершил серьезный прорыв в отечественной букваристике. С его именем связано появление в массовой школе полного звукового анализа слов и предназначенных для него моделей, в теории и практике разработки букварей — принципа частотности расположения букв. Теперь уже ни один создатель букваря не пройдет мимо многих методических решений, найденных авторским коллективом под руководством В. Г. Горецкого. Эти решения можно принимать, с ними можно не соглашаться, но пройти мимо них уже нельзя.
…Можно сказать: всем своим трудом этот ученый-педагог всегда верно служил школе, учителю, а главное — детям.
Была у Всеслава Гавриловича Горецкого еще одна совершенно уникальная способность — вселять уверенность в свои силы и способности тем, кто его окружал. Много сомнений и трудностей встречается на научном пути, но было достаточно встречи и беседы с В. Г. Горецким, чтобы все трудности оказались преодолимы, чтобы поверить в возможность достижения поставленной цели.
Низкий поклон Всеславу Гавриловичу за все советы, помощь и поддержку, которую он когда-то оказал во всех наших начинаниях.
(канд. пед. наук Соловейчик М. С., доктор пед. наук Истомина Н. Б., доктор пед. наук Конышева Н. М., Москва)
На фото (слева направо): В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. К. Назарова, А. Ф. Шанько, 1967
Мой внук учился по «Букварю» ГорецкогоПосле Горецкого многим стало казаться, что написать азбуку или букварь очень легко. Ведь получилось же у него, почему не получится у меня? В моей практике был случай, когда выпускница факультета начальных классов через полгода работы в 1 классе позвонила мне и заявила: «Я написала новую азбуку — лучше, чем у Горецкого!» Естественно, новыми были только слова и тексты, которые молодая учительница внесла на страницы учебника — по своему вкусу и усмотрению, не понимая, что каждое слово и каждая строчка в букваре классиков продумана стократно.
Многие буквари, думается, и появились с мыслью обогнать и перегнать Горецкого или даже избавить начальную школу от монополии (как им кажется!) всесильного автора и его команды. И не многие задумывались о том, что «Букварь» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина и А. Ф. Шанько был принципиально новым — по-настоящему новаторским, иначе бы он и не стал букварем-долгожителем. Сама жизнь, сама школа всегда отбирают лучшее. Классика не стареет!..
И моя дочь, и моя внучка, и мой внук Ванечка знают, кто такой Горецкий, они выучились читать по его «Букварю», поэтому они вырастут добрыми и умными людьми.
(канд. пед. наук Бондаренко А. А., Новосибирск)
НИИ школ Минобразования РФ, 1988
Школа ГорецкогоЧасто подняться на высшую ступень позволяет судьбоносная встреча — встреча с Учителем. Для меня таким Учителем стал Всеслав Гаврилович Горецкий. Не знаю, что вернее: поменялся ли образ мира или мой образ в этом мире…
Вместе с Всеславом Гавриловичем мы увлеченно моделировали учебный процесс, описывая педагогические факты и явления, объясняя те или иные стратегические и тактические подходы, строя прогнозы на будущее.
На заседаниях лаборатории начального образования НИИ школ Минобразования РФ выступления Горецкого всегда были самыми яркими и простыми… Новые идеи часто приходилось защищать: и концепцию начального образования, и принципы отбора учебного содержания книг для чтения, и закономерности обучения детей грамоте. Бороться Всеслав Гаврилович умел, но еще лучше у него получалось объединять людей и упрямо делать свое дело, стремясь к намеченной цели.
И еще как Учитель он умел слушать и слышать. Бывало, увлекаясь той или иной темой, я месяцами просиживал над чтением монографий в библиотеках, чувствуя себя потом всезнающим. Однако широта и глубина знаний Всеслава Гавриловича всегда оказывались значительнее. В научном разговоре выяснялось, что профессор Горецкий мог бесконечно дополнять мои мысли и рассуждения. Он, как нужная книга на полке, был рядом и всегда доступен.
Его по праву считали энциклопедистом. Это делало Горецкого довольно сдержанным в увлечениях инновациями, в оценке «революционных преобразований» в методиках, он всегда был приверженцем богатых традиций отечественной педагогики. Школу Горецкого так и называют — традиционной. С моей точки зрения, это наивысшая похвала любой школе. Традиционная школа — это школа знаний, школа умений, школа трудолюбия, школа патриотизма... Ярким подтверждением этому являются учебные книги по чтению по программе начальной школы Горецкого. В них — Пушкин, Ушинский, Толстой, Чехов... Школа Горецкого всегда будет востребована и актуальна.
Дело Всеслава Гавриловича Горецкого стало частью нашего культурного достояния.
(доктор пед. наук, профессор МГПУ Леонович Е. Н.)
В. Г. Горецкий, 1967
Опережая времяНевозможно представить себе методику литературного чтения без имени Всеслава Гавриловича Горецкого, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора.
Всеслав Гаврилович относится не к тем методистам, кто чутко улавливает произошедшие в обществе изменения и быстро реагирует на инструктивные письма, а к той когорте истинных ученых, кто своей деятельностью эти изменения готовит.
Динамика общественного развития в 90-е г. привела к коренному изменению подхода к пониманию целей и задач начального литературного образования, к отказу от идеологизирования курса. Потребности школьной практики диктовали необходимость быстрой разработки новых хрестоматий для чтения. Первым принципиально новым учебником стала «Родная речь» (авторы-составители М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова), в основу которой были положены художественно-эстетический и литературоведческий принципы. В пояснительной записке к программе авторы специально подчёркивали отличие предлагаемого ими литературоведческого анализа текста от традиционно существовавшего лингвистического подхода к слову. Произошло важнейшее для методики событие — чтение перестало быть частью школьного предмета «Русский язык», оно приобрело самостоятельный статус, что закрепилось в новом названии школьной дисциплины — «Литературное чтение». Это событие неразрывно связано с именем В. Г. Горецкого.
Стремление к обновлению содержания образования привело к тому, что авторские программы стали появляться чуть ли не в каждой школе. И вновь
В. Г. Горецкий не только одним из первых поставил вопрос о качестве новых учебников, об ответственности учителя за выбор программы, о необходимости разработки объективных критериев оценки вариативных программ и учебников по литературному чтению, но и опубликовал (в соавторстве с Л. И. Тикуновой) «Контрольные работы по чтению», которые позволили выявлять уровень знаний и умений учащихся.
(доктор пед. наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Воюшина М.П., Санкт-Петербург)
В. Г. Горецкий со студентами Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ)
Дорогой наш человек…Всеслав Гаврилович не терпел полузнайства в педагогической профессии и в отстаивании ее «чистоты» проявлял принципиальность. Так, на областной конференции по проблемам литературного чтения он, в целом мягкий человек, дал настоящую отповедь представительнице Центра оценки качества образования за ее профессиональную некомпетентность и попытку насаждения тестов для проверки литературного развития детей.
В. Г. Горецкий ревностно отстаивал лучшие традиции начального образования, поэтому содействовал осуществлению педагогического проекта «Реализация идей К. Д. Ушинского в современной русской школе», задуманного в Леснополянской начальной школе. Он старался поддерживать авторитет школы: участвовал в посвященных ей передачах областного и городского телевидения, проводил на ее базе выездные заседания редколлегии журнала. Бывая неоднократно почетным гостем на школьных мероприятиях в память К. Д. Ушинского, он предпочитал атмосфере парадности непринужденность и естественность поведения и мог неожиданной шуткой разрядить излишнюю напряженность обстановки.
Если задаться вопросом, что же побуждало Всеслава Гавриловича снова и снова собираться в дорогу, то ответ будет таким: это, без преувеличения, беззаветное служение педагогической науке, учительской профессии, людям этой профессии. И ярославцы отвечали ему безграничным уважением и любовью, наполняя своими чувствами лаконичные формулировки очередного приглашения: «Дорогой Всеслав Гаврилович! Ждем Вас...»
(доктор пед. наук, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Макеева С. Г., Ярославль)
В. Г. Горецкий на юбилее журнала «Начальная школа», 2008
Ученый с мировым именемМы давно знаем и ценим В. Г. Горецкого как ученого с мировым именем, как ведущего специалиста в области методики преподавания русского языка и литературного чтения, как талантливого педагога. Созданные им учебники и учебно-методические комплекты — «Букварь», «Азбука», «Русская азбука», «Родная речь» и др. — внесли огромный вклад в развитие современного начального образования.
Вся жизнь Всеслава Гавриловича — это пример служения делу науки и образования в нашем Отечестве. Его фундаментальные труды заняли достойное место в практике работы начальной школы России, а многолетняя просветительская деятельность в педагогическом сообществе России и за рубежом снискали заслуженный авторитет среди учительства. Его многочисленные ученики достойно трудятся в научных учреждениях, учебных заведениях нашей страны, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Журнал «Начальная школа», который возглавлял Всеслав Гаврилович, является настольной книгой каждого учителя.
(канд. пед. наук Канакина В. П., канд. пед. наук, проректор Владимирского института
повышения квалификации работников образования Харчевникова Е. Л., Владимир)
Обращал в свою веруСветлый ум, мужское обаяние, стремление помогать всем, кому нужна была помощь, радение за российское образование делали душу Всеслава Гавриловича нестареющей.
Всеслав Гаврилович обладал удивительным талантом — отдавать себя служению людям. В нашем российском образовании трудно найти человека, который не знал бы имени В. Г. Горецкого. Всеслав Гаврилович был предан делу всей своей жизни и сумел обратить в свою веру сотни своих учеников во всех уголках нашей России. Человек, Учитель, каким был В. Г. Горецкий, всегда будет достоин почитания, глубокого уважения и признания.
(канд. пед. наук, заслуженный учитель Российской Федерации Илюхина В. А., Москва)
В. Г. Горецкий в редакции журнала «Начальная школа», 1998
Он всегда где-то рядом, потому что жива память о немЕго шаги помнят улицы — Покровка, Маросейка, Забелина, Колпачный и Петроверигский переулки, по которым он шел на работу. Помнят его дорожки Чистопрудного бульвара, где и сейчас можно иногда увидеть удаляющуюся высокую фигуру, такую знакомую. Тень его руки, которая ставила свечи, и тень, склоненную в поклоне перед иконой, помнят стены храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Отрешенный и вместе с тем одухотворенный профиль слушающего музыку Всеслава Гавриловича помнит концертный орган лютеранского собора Святых Петра и Павла, что в Старосадском переулке. Помнит его и улица Мясницкая, где у входа на станцию метро «Тургеневская» он покупал цветы, всегда небольшие, неброские подмосковные розы. Их запах тоже помнится.
Память о Всеславе Гавриловиче и в его редакционном кабинете. Теперь каждого сопровождают его взгляд и полуулыбка с фотографии, что висит над столом. Память об ученом хранят его книги, которые он когда-то принес в редакцию из дома, — они по-прежнему стоят на полках, в книгах — закладки, заметки на полях. Среди бумаг все еще мелькает его почерк — черновики, записки. Лежит нетронутым ежедневник на 2009—2010 годы, лежит пара ручек, стоит в ящике стола наполовину заполненный флакон чернил.
…Мы помним обаяние Всеслава Гавриловича, его умение передавать свой оптимизм, энергию окружающим, умение вдохновить, заинтересовать и самому заинтересоваться. Мы помним доверие, которое испытывали к нему, что позволяло рассказывать ему о своих, даже домашних, проблемах. И как теперь жаль, что не следовали одному его совету: «Умейте прощать своих родных!» Всеслав Гаврилович знал, что говорил, потому что сам умел прощать.
Наша память о Всеславе Гавриловиче дает нам сегодня ощущение спокойствия и надежности. Вы всегда с нами, дорогой Всеслав Гаврилович.
(канд. пед. наук, заместитель главного редактора журнала «Начальная школа» Шарапова О. Ю., Москва)
Талант и лучших качеств сплавВсеслав Гаврилович был велик и прост — выдающийся теоретик, проникший в тайны языка, и исполнительный, трудолюбивый практик; пламенный трибун и благодарный слушатель; известный автор и вдумчивый читатель. Он мог найти общий язык с президентом республики, министром, учителем, студентом. Масштаб его личности позволял ему быть естественным в любой обстановке.
Известный ученый, он был строг и скромен в оценке результатов своего труда и щедр на похвалы своих коллег, друзей, снисходителен к ошибкам и недостаткам других. Всеслав Гаврилович видел прежде всего положительные качества, потенциальные возможности людей. Он как бы вытаскивал человека из привычного, рутинного течения событий, давал ему возможность взглянуть на все другими глазами, выделить в жизни самое важное, иногда переосмыслить ее. В его присутствии каждый становился умнее, как-то значительнее.
Скромность и высокая интеллигентность Всеслава Гавриловича не мешали ему быть настоящим борцом в решении принципиальных вопросов. Таким он был на коллегиях Министерства образования, ученых советах научно-исследовательских институтов, редакционных коллегиях и советах по защите диссертаций. При этом умение отстоять свою точку зрения сочеталось с его терпимостью по отношению к оппонентам. Доказательность суждений и чувство юмора позволяли Всеславу Гавриловичу разрядить обстановку, высветить суть проблемы — и решение созревало.
Всеслав Гаврилович оставил нам мудрые и добрые книги, такие же, как он сам. Его доброта была щедрой и доверительной. Он просто не думал о том, что его добротой может кто-то воспользоваться — в науке ли, в жизни. Он был великодушным, красивым, светлым человеком.
Как много Всеслав Гаврилович сделал для своих коллег и учеников. Какую мощную поддержку с его стороны мы всегда ощущали...
…В центре круга
Был он. Талант и лучших качеств сплав —
Навек ГОРЕЦКИЙ... и ВСЕСЛАВ!
(канд. пед. наук, главный редактор журнала «Начальная школа», Степанова С. В., Москва)
Статья подготовлена Центром начального образования «Школа России» АО «Издательство «Просвещение»
по материалам книги «Опережая время» (Опережая время. М.: ООО Издательство «Начальная школа и образование», 2010).