Исследователь из Рязани создала математическую модель для совершенствования рынка труда в регионах
В Год науки и технологий в рубрике «Женщина в науке» кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (РГУ) Екатерина Лискина рассказала, как математическое моделирование поможет удержать перспективную молодежь в регионах, а также о том, какую роль играет правильное распределение обязанностей в семье для женщины-ученого и ее карьеры.
Матмодели и студенты
Екатерина Лискина вместе с коллегами сейчас завершает работу над проектом, который с помощью математической модели показывает, в какой пропорции выпускники школ из Рязанской области переезжают учиться в другие регионы и как это влияет на региональный рынок труда.
Данные исследований могут использоваться для формирования социальной политики, направленной на удержание в регионе молодежи, а также на совершенствование образовательных программ вуза. Результаты исследования будут направлены на конкурс Счётной палаты РФ для масштабирования на другие регионы страны. Ранее в рамках этого исследования кандидату физико-математических наук удалось создать математическую модель на основе дифференциальных уравнений, которая предсказала оба экономических кризиса в России — в 2009 и 2014 годах, а также то, что с 2014 года начнется сильный отток молодых кадров из Рязанской области.
«Большой отток идет за счет студентов, желающих учиться на математических, технических и IT направлениях. Все едут в Москву и Санкт-Петербург, тогда как у нас есть математические и технические направления подготовки в РГУ и радиотехнический университет», — объясняет проблему, затронутую в исследовании, математик.
В свои исследования кандидат физико-математических наук привлекает студентов, которым преподает математику и математическое моделирование на основе больших данных. Именно эта часть работы кажется ей наиболее интересной в профессии ученого и преподавателя.
«На последнем курсе аспирантуры я работала аналитиком на предприятии, которое стояло у истоков разработки одной из систем “Умный дом”. Но мне не очень понравилось, потому что там только компьютеры и работа, а в вузе работа это — и наука, и студенты. Мне нравится подключать ребят к исследованиям, учить их решать задачи, нравится, что у них это получается», — рассказывает Екатерина Лискина.
Разные обстоятельства
Сама Екатерина Лискина в свое время тоже планировала уехать учиться в Москву, но обстоятельства тогда сложились иначе. Она осталась в родной Рязани и нашла здесь применение своим способностям.
«Когда я после школы в 1993 году поступала в вуз, то участвовала в олимпиадах Московского государственного университета и Московского физико-технического института, по математике мне удалось набрать много баллов, а по физике не очень. Мне надо было ехать и сдавать физику в общем потоке, но на тот момент родители потеряли работу, средств не было даже на билет на электричку. Пришлось выбирать вуз здесь. Я выбрала Рязанский пединститут — сейчас это Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», — вспоминает Екатерина Лискина.
В науку ее увлек специальный курс по дифференциальным уравнениям, после которого она решила поступать в аспирантуру. И, конечно, научный руководитель курса — профессор Михаил Тихонович Терехин.
«На кафедре матанализа, куда меня взяли на работу, действует научная школа по дифференциальным уравнениям. Не сразу получилось втянуться, много времени занимала подготовка к лекционным курсам. Примерно на пятый год стало легче. И тогда стали появляться идеи: читаешь книгу или статью, видишь пробел в рассуждениях и начинаешь думать, а что если я вот так сделаю, а если вот так. Так и приходят идеи для дальнейших исследований», — говорит ученая.
Работу Екатерина Лискина, как и многие женщины в науке, успевает совмещать с материнством и семьей. По ее словам, это совсем не сложно: если любишь то, чем занимаешься, и если в семье правильно распределены роли — дополнительная социальная роль даже может быть полезна для науки.
«Я выпадала из научной деятельности на пять лет, так как было два декретных отпуска подряд. Я очень рада этому периоду, потому что после него произошел качественный скачок: мозг отдохнул, я со свежими силами приступила к новым исследованиям», — делится своим опытом кандидат физико-математических наук.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации