Импортозамещение, суверенитет, экспорт: что говорили о трендах российского образования в лектории «Просвещения» на РКН
Модератором дискуссии выступил вице-президент по внешним коммуникациям АО «Просвещение» Павел Зенькович. В числе спикеров были заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев, проректор по работе со студентами в «Сколтехе» Денис Столяров, генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский.
Среди основных характеристик образовательного суверенитета эксперты выделили:
самостоятельность в формировании образовательных ценностей как фундамента, на котором строятся модели обучения, воспитания и пр.;
конкурентоспособность;
наличие продвинутого контента, продуктов, сервисов, методик, которые в России использовали бы благодаря тому, что это действительно комфортно и эффективно, а не потому, что западные аналоги ушли с рынка.
Что касается импортозамещения, участники дискуссии единогласно отметили, что тысячелетиями разные народы и государства заимствовали друг у друга лучшие практики, методики, продукты и открытия во всех сферах.
«Говоря о суверенитете, надо в первую очередь обсуждать приоритеты государственной политики, наше видение будущего. Мы должны генерировать собственный контент и инструменты, но, если в рамках общения с миром нечто вовне абсолютно соответствует нашим представлениям о хорошем, почему бы это не препарировать и не использовать», — сказал Павел Зенькович.
Также спикеры сформулировали главный тренд, который вытекает из этой повестки, — формирование конкурентоспособной системы образования, которая войдёт в золотой фонд российского экспорта.
Павел Зенькович отметил, что было очевидно, что разговор об импортозамещении быстро перейдёт к теме экспорта. «Москва выступает флагманом образования — кузницей кадров и производителем тех моделей, практик и продуктов, которые берут на вооружение не только в остальных субъектах России, но и за рубежом», — сказал он.
Другие эксперты поддержали коллегу, обозначив несколько примеров продуктов с высоким потенциалом для экспорта:
сервис «Московская электронная школа»;
«Если говорить о том, что является конкурирующим в московском образовании, то это “Московская электронная школа”. Этот сервис обладает колоссальным потенциалом. Уже давно эта платформа вобрала в себя не только государственный продукт, но и открытые вложения очень многих компаний и многие авторские разработки. Такого масштаба точно нет нигде в мире и, поскольку это магистральная многолетняя работа, быть не может, это факт», — сказал Антон Молев.
диджитал-компетенции и диджитал-решения;
«Один парень сейчас пробует поступать в различные университеты в России и за рубежом. Он сказал, что подать заявку в “Сколтех” у него заняло 15 минут: всё удобно, понятный интерфейс, а на зарубежных сайтах всё в том виде, как было несколько поколений назад. В этом плане наши диджитал-компетенции и диджитал-решения крайне важны для экспорта образования», — поделился Денис Столяров.
русская школа математики, химии, физики, биологии.
«Образовательные продукты этого направления, построенные на хорошей российской методике, — это хороший потенциально большой рынок», — отметил Алексей Гореславский.
«Будучи вице-президентом по внешним коммуникациям “Просвещения”, могу сказать, что действительно такие бренды, как школьная русская математика, физика, информатика, востребованы. У нас есть зарубежные предложения перевести наши продукты, адаптировать для местных программ. Русская математика — как русский балет или космос», — заключил Павел Зенькович.