Главный редактор «Просвещения» приняла участие в круглом столе, посвящённом трудам педагога Константина Ушинского
Константин Ушинский обозначал формирование активной творческой личности основной целью воспитания. Это предполагает подготовку ребёнка к умственному и физическому труду, его развитие, а также наличие положительного примера педагога и его нравственного влияния. В рамках круглого стола было заявлено, что сегодня эти идеи обрели новую актуальность.
«Ушинский стоит особняком в нашей истории и теории педагогики, поскольку это, наверное, основоположник научного подхода к школьному обучению и воспитанию, к комплексности этого процесса. Сегодня мне очень приятно, что ведущие издательства и университеты представляют переиздание редких трудов Ушинского», — сказала в приветственном слове замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева.
«Если правильно посмотреть на то, что сегодня происходит в системе образования, мы увидим, что многие идеи, которые высказывал Ушинский, мы только-только начинаем воплощать в нашу практику», — отметил директор департамента подготовки профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения РФ Алексей Благинин.
Эксперта поддержала Надежда Колесникова, подчеркнув, что педагогические мысли Ушинского сегодня выглядят поразительно актуально. Она рассказала, что, когда издательство «Просвещение» в Год педагога и наставника задумало выпустить серию «Педагогический нон-фикшн», был нужен ответ на вопрос, какой должна быть современная педагогическая литература. И ответы нашли у Ушинского.
«Он в своей замечательной работе “О пользе педагогической литературы” высказал очень важные мысли. <…> Идея, что среди этой изменчивости, суеты, динамики, постоянного стресса учителям нужно время, чтобы найти какое-то новое зерно, осмыслить то, что они думают, то, чего достигли, их творческий опыт. И на самом деле педагогическая литература и в те времена, и современная к этому призывает. Поэтому мы очень рады и счастливы, что в создании нашей серии принимают участие педагоги-новаторы, учителя с большим опытом, учёные. Поэтому идеям Ушинского — жить, и жить прежде всего в мыслях, идеях и опыте современного учителя», — поделилась Надежда Колесникова.
Также в рамках круглого стола ведущие эксперты в области педагогики и просвещения представили редкие издания трудов Константина Ушинского.
Так, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Тарасов представил книгу «Избранные статьи из журнала министерства народного просвещения» под реакцией министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Экземпляры книги передадут педагогическим вузам и крупнейшим библиотекам страны.
«Все статьи — впервые за последние 150 лет — вошли в сборник без каких-либо купюр, сокращений», — сообщил Тарасов.
Уникальное издание рассказов и сказок Ушинского презентовала начальник редакционно-издательского отдела Ярославского государственного педагогического университета Степанида Сосновцева. Иллюстрации к книге, изданной в 2015 году, создала правнучка великого педагога Ирина Хале, выбрав для этого необычную технику, в которой сочетаются ткань и рисунок.
«Мне близко и дорого то, что он (Константин Ушинский — прим. ред.) приветствовал неформальный подход в педагогике. Доказательством тому являются рассказы и сказки, которые он писал для детей, в частности русские народные сказки, которые он обрабатывал для детского восприятия», — рассказала Сосновцева.
И. о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета Валерий Дубицкий представил издание «Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в России: становление и развитие 1920-2020: сборник документов в 3-х томах».
Кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета Борис Дейч рассказал о редких книгах Ушинского, хранящихся в фонде вуза. Декан факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения, доктор исторических наук Вардан Багдасарян поведал об издательской деятельности вуза в Год педагога и наставника. Его доклад был посвящён цивилизационно-ценностным основам российского образования.
В завершение круглого стола Татьяна Васильева отметила уникальность представленных изданий и высказала предложение о совместной работе Минпросвещения РФ и ведущих издательств страны с целью увеличения тиража и повышения доступности книг более широкому кругу читателей.