Эксперты назвали демонстрационный экзамен уникальным инструментом оценки качества подготовки
Серия мероприятий деловой программы Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы» была посвящена роли демонстрационного экзамена в системе профессионального образования и в развитии экономики страны.
Директор департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития навыков и профессий Данил Уфимцев озвучил данные независимых исследований, представляющие изменения, которые произошли на рынке труда и в системе подготовки кадров после введения такого формата аттестации.
Так, по данным аналитиков, выпускники, сдавшие демонстрационный экзамен, достаточно быстро находят работу, при этом зарплата у них выше, чем у тех молодых людей, которые проходили аттестацию в классическом варианте.
«Очень показательным является и отношение работодателей: 94 процентов из них считают, что демонстрационный экзамен влияет на повышение качества подготовки кадров в системе СПО, 88 процентов уверены, что скиллс-паспорт – это важное дополнение к портфолио выпускников колледжей. И большинство опрошенных учитывают его при отборе кадров и приеме на работу», – рассказал Данил Уфимцев.
В настоящее время общее количество выпускников, сдавших демонстрационный экзамен, превысило 901 тыс. человек, а начиналось все в 2016 году с двух компетенций – об этом говорили участники экспертной сессии «Демонстрационный экзамен – история проекта: от идеи до реализации».
Ректор Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева Дмитрий Глушко в свое время стоял у истоков демонстрационного экзамена: первый опыт проведения демонстрационного экзамена состоялся на Дальнем Востоке в 2016 году. Во Владивостоке 20 участников из пяти образовательных организаций демонстрировали свои знания в компетенции «Электромонтаж», в Амурской области 16 участников из четырех колледжей сдавали экзамены по компетенции «Сварочные технологии».
«Когда я реализовывал идею демонстрационного экзамена, я понимал, что мы создаем инструмент настройки профессий на интересы конкретных работодателей. Здесь взаимная выгода: мы открываем своеобразный социальный лифт студентам, а бизнес и производство получают конкурентоспособного сотрудника. Благодаря работе команды все получилось», – отметил Дмитрий Глушко.
Заместитель генерального директора – технический директор Агентства развития навыков и профессий Алексей Тымчиков обратил внимание на актуальность измерения знаний, навыков и уровня подготовки студентов профильных колледжей – это дает возможность давать адекватную оценку их квалификации и выстраивать профессиональные ориентиры.
«Демонстрационный экзамен стал прообразом корпоративного стандарта – это ювелирный механизм описания рабочего места конкретных работодателей и создания адресных программ подготовки», – такое мнение высказал Алексей Тымчиков.
Важность участия работодателей в процессе оценки компетенций отметил и Данил Уфимцев: «Для СПО это стало одним из вызовов. Раньше система образования оценивала практически сама себя, а демонстрационный экзамен позволил компаниям включиться в оценку будущих специалистов и отбирать выпускников под свои запросы. Таким образом, проект, который был интересной образовательной инициативой, дал хорошие результаты федерального масштаба и стал универсальным инструментом для оценки практической деятельности».
По мнению заместителя председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства Юрия Ушакова, при проведении экзамена важно описывать все квалификации и компетенции в единой терминологии, синхронизировать требования к оборудованию и формировать команду экспертов.
В рамках чемпионата также состоялось торжественное награждение представителей образовательных организаций по итогам внедрения и проведения демонстрационных экзаменов. Были определены топ-25 лидеров по проведению демэкзамена, топ-10 образовательных организаций – лидеров по количеству центров проведения демонстрационного экзамена, топ-10 образовательных организаций – лидеров по охвату количества компетенций демонстрационного экзамена, топ-10 образовательных организаций – лидеров по охвату количества профессий и специальностей демонстрационного экзамена.
Награды также получили эксперты, в рамках церемонии были вручены юбилейные наградные знаки и удостоверения «5 лет демонстрационному экзамену» за особый вклад в развитие проекта.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”