Эксперт Ворлдскиллс Россия Александр Иванов о перспективах развития стрим-технологий: «В нашей стране будут появляться свои новые платформы – аналоги существующих западных»
Стриминговые технологии и киберспорт образуют один из самых быстрорастущих IT-сегментов рынка. Так, по оценкам экспертов, в 2020 году его объем в России составлял 15–20 млрд руб., а потенциал роста варьировался на уровне до 20% на ближайшие годы. И хотя многие опасались, что уход западных стриминговых площадок сможет существенно отразиться на темпах развития, российские пользователи начали быстро адаптироваться к новым реалиям: согласно данным источника, 34% россиян не ощутили потерь от отказа компаний работать на отечественном рынке.
Реалии таковы, что уже скоро для обеспечения функционирования отрасли понадобятся не только стримеры-любители, но и квалифицированные специалисты, занимающиеся этим профессионально. В ответ на запрос в движении Ворлдскиллс Россия была введена компетенция «Специалист по стрим-технологиям». По словам эксперта направления Александра Иванова, идея о разработке компетенции появилась вследствие осознания необходимости запуска профильной подготовки специалистов.
«В 2020 году по роду деятельности компании, где я занимаюсь тренировкой киберспортсменов и организацией киберспортивных турниров, мы изучали рынок стримеров, привлекая их к ведению турнирных стримов, обзору новых соревновательных компьютерных игр, стримингу тренировочной работы и т. д. Стало понятно, что при наличии огромного количества увлеченных, талантливых, более чем успешных с финансовой точки зрения стримеров у нас в стране законодательно нет такой профессии ни в системе труда и социальной защиты, ни в системе образования», – комментирует эксперт.
Александр рассказывает, что движение Ворлдскиллс Россия стало тем механизмом, который позволил начать поиск талантливых студентов ссузов и вузов, помочь им в профессиональной реализации, а также дал возможность попытаться описать профессиональный профиль специалиста по стрим-технологиям, выделить и сформулировать его трудовую функцию. По его словам, сейчас специалисты востребованы в таких областях, как интернет-журналистика, традиционные СМИ, маркетинг, реклама, деятельность маркетплейсов, театральное и киноискусство, спорт и др. Стриминговые технологии используются в онлайн-кинотеатрах, на платформах для онлайн-конференций, в креативных индустриях, когда необходима прямая трансляция перфоманса. Если же говорить о стриминге как процессе создания контента, то речь идет, скорее, о создании сцены будущего, играть на которой, возможно, придется практически каждому из нас.
«Сегодня от стримера требуются постоянное профессиональное совершенствование и развитие, артистизм, креативность контента, который будет высоко цениться и аудиторией, и другими игроками рынка. Если стримеру удается привлечь внимание, то возникают такие варианты заработка, как рекламные контракты, создание собственного мерча, предпринимательство», – добавляет эксперт, рассуждая о деятельности специалистов.
По мнению Александра Иванова, перспектива развития рынка стриминговых технологий на сегодняшний день неоспорима и в России постепенно будут появляться свои новые платформы – аналоги существующих западных: «Мы видим определенную перспективу развития стриминга и стриминговых технологий в России. Уже сегодня крупнейшие участники IT-рынка, среди которых, помимо нашей страны, США и Китай, располагают собственными стриминговыми платформами, а крупнейшие маркетплейсы – Amazon, AliExpress, Ozon – уже интегрировали live-продажи в свои онлайн-витрины. Онлайн-трансляция, использующая стрим-технологии, становится сегодня неотъемлемой концептуальной частью инфраструктуры любого театрального и музыкального представления. Предположить, что столь дорогостоящие и востребованные технологии могут быть забыты или прекратить свое развитие, просто невозможно», – заявляет Александр.
Поддерживает точку зрения эксперта о дальнейшем развитии профессии специалиста по стрим-технологиям и известный YouTube-стример Ольга Грешнюк (Adventyra). Она считает, что стриминг – уже давно вполне может выступать родом полноценной профессиональной деятельности: «Стриминг связывают со сферой развлечений, где создается контент, замещающий традиционное телевидение. Зрителям намного интереснее смотреть прямой эфир, видеть живую реакцию стримера (ведущего), чувствовать свое соучастие, иметь возможность вступить в коммуникацию через чат, выразить свое восхищение, поддержав донатом или, напротив, написать о своем несогласии, – рассказывает Ольга. – Меня часто спрашивают о моем заработке. Не называя конкретных цифр, скажу лишь, что более чем удовлетворена. Мне очень важно отметить, что сегодня я могу с гордостью назвать его достойным. Я в это вложила огромное количество труда, много лет работы над развитием своего мастерства и стримингового канала. Так что идея “пойти в стриминг ради денег” в нашей области точно не работает. Главное – гореть внутри, иметь самую яркую искру в глазах, желание работать 24/7, знать зачем, с чем и для кого ты выходишь ежедневно в прямой эфир».
Компетенция «Специалист по стрим-технологиям» в движении Ворлдскиллс Россия относительно недавно, но уже состоялись первые полноценные соревнованиях в рамках X Открытого чемпионата профессионального мастерства Москвы «Московские мастера» 2021–2022 и VI Открытого отборочного чемпионата Южного федерального университета по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия. Кроме того, созданы образовательные курсы для специалистов по стрим-технологиям. Они размещены в банке эталонных программ Академии Ворлдскиллс Россия, которые разработаны для федерального проекта «Содействие занятости» (нацпроект «Демография»). Теперь все желающие имеют возможность повысить свою квалификацию, освоив знания и умения, необходимые для организации и ведения стримов.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”