Движение Ворлдскиллс – важный инструмент практико-ориентированной подготовки студентов вузов
3 декабря в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) прошло пленарное заседание «План развития 2021–2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки».
В России, по расчетам Manpower Group, квалификационный разрыв (несоответствие выполняемой работы уровню квалификации) затрагивает 45% трудоспособного населения. Одной из групп риска являются выпускники вузов. Согласно исследованию ВЦИОМ, абсолютное большинство работодателей (91%) видят недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Аналогичного мнения придерживаются сами выпускники (56%), четверть из которых идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Движение Ворлдскиллс и, в частности, Национальный межвузовский чемпионат призваны решить эту проблему.
В ходе пленарного заседания заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев заявил, что движение Ворлдскиллс рассматривается как важный инструмент практико-ориентированной подготовки. План развития движения Ворлдскиллс до 2030 года, подписанный заместителем председателя правительства РФ Татьяной Голиковой в сентябре, на треть связан с организациями высшего образования.
«Одним из перспективных пунктов плана развития является разработка совместно с университетами дорожной карты по новым профессиям, включая компетенции будущего Future Skills. На текущий момент мы находимся в активной фазе пересмотра перечня практических специальностей. Так, уже сейчас 36 компетенций Future Skills внедряются в 61 вузе. Это стык инновационно-технологического развития и практической подготовки, позволяющий вузам с самого начала выстраивать кооперацию, переводить знания в будущие стандарты», – отметил Дмитрий Афанасьев.
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов в своем выступлении отметил конкретные инструменты, которые уже используются вузами в практической подготовке студентов. Одним из таких инструментов стал проект «Билет в будущее», который позволяет университетам, колледжам, компаниям сформировать свой пул абитуриентов, когда те еще обучаются в школе.
Следующий инструмент – участие вузов в программах дополнительного профессионального образования (ДПО), в рамках которых учебные заведения на базе модулей Ворлдскиллс легко могут сформировать собственные короткие программы подготовки.
«Мир меняет структуру занятости. Одним из больших драйверов является платформенная занятость, которая позволяет работать на нескольких работодателей. Человек, обладающий сильными практическими навыками, способен сам находить себе рабочее место. В российских реалиях это нашло свое развитие в виде самозанятости.
Ворлдскиллс помогает получать те навыки и знания, которые в дальнейшем помогают работать на самого себя и монетизировать свой человеческий капитал», – добавил Роберт Уразов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал участникам пленарного заседания о том, как решается проблема практикоореинтированности вузов в его регионе: «Сегодня, согласно опросам, руководители предприятий по-прежнему отмечают хорошую теоретическую подготовку, но слабую практическую базу выпускников. При этом большинство претензий именно к вузам, а не к среднему профессиональному образованию [СПО]. Причина высокой оценки производственниками выпускников учебных заведений СПО – в высокой плотности взаимодействия предприятий с этими учебными учреждениями. Мы развиваем и кооперационные форматы. Есть примеры, когда идет подготовка студентов и вузов, и СПО на общей базе колледжей и техникумов, предприятий».
Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский отметил высокую ценность компетенций Future Skills для системы высшего образования: «Эти компетенции востребованы уже сегодня. Но обучать им можно только в одном случае: если у вас большое количество преподавателей из отрасли, которые эти компетенции чувствуют на кончиках пальцев». Привлечение к обучению практико-ориентированных преподавателей, которые приходят к нам из отрасли, – залог успеха в подготовке специалистов будущего, резюмировал он.
Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), отметил, что в вузах людям на уровне руководства учебных заведений, факультетов необходимо менять свою идеологию, понимание, что именно конкретный преподаватель, приходя в аудиторию, формирует образовательный результат. В связи с этим появляется потребность в создании тренингов для преподавателей, а также механизмов мотивации руководства университетов для внедрения таких подходов и технологий. «Если бы при государственной аккредитации учет результатов стал обычной практикой на базе технологий Ворлдскиллс, это бы стимулировало руководство вузов двигаться в этом направлении. Внедрение инструментов Ворлдскиллс в высшее образование может дать хорошие результаты, но нужно задействовать механизмы госполитики в направлении капитализации достижений в этой области», – подчеркнул он.
О взаимодействии Ворлдскиллс Россия с вузами высказался и первый проректор МИДИС (Международный институт дизайна и сервиса), международный эксперт WorldSkills Максим Усынин: «Мы создали проект “НАСЕБЯ.РФ”, который предусматривает массовое обучение граждан с использованием инфраструктуры Ворлдскиллс Россия. Это не только подготовка по профессии, но и формирование предпринимательских навыков. И роль вузов тут очевидна: у них есть необходимый кадровый, материальный и информационный ресурс. Вуз становится образовательным хабом для всех категорий граждан».
Подводя итоги дискуссии, Екатерина Лошкарева, модератор сессии, вице-президент по стратегии WorldSkills International, отметила, что получение хотя бы одного-трех практических навыков студентами вузов помогло бы им найти себя на рынке труда, но для этого требуется повышение квалификации преподавателей и нормативно-правовая документация в вузах. «Демонстрационный экзамен и скиллс-паспорт, который выдается по его итогам, являются эффективными инструментами оценки практических навыков. При сдаче демэкзамена студенты оценивают свой уровень владения навыком и стараются заполнить пробелы в подготовке. А скиллс-паспорт – это весомый бонус, работодатели обращают на него внимание как на серьезный плюс в портфолио. В следующем году движение Ворлдскиллс Россия планирует предложить этот отдельный пакетный опыт вузам, готовым к сотрудничеству», – добавила она.
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”